ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Коллекция

    Русское средневековое искусство, начиная с Х в., времени крещения Руси,  носило религиозный характер.  Переход к светскому искусству на рубеже XVII-XVIII веков происходил постепенно. Пётр I приглашал в Россию иностранных художников с условием обучения ими талантливой русской молодёжи, способных же молодых людей отправлял в Европу учиться основам изобразительного искусства. 

     В написанных русскими иконописцами, не овладевшими основами  светской живописи, портретах начала XVIII века формы часто трактовались условно, плоскостно, за такими работами закрепилось название «парсуна» (от искаженного слова «персона»). В определенной степени о парсуне можно судить по «Портрету князя Якова Долгорукого»,  сподвижника  Петра, который является копией неизвестного русского художника с оригинала также неизвестного западного автора.

    Портретный жанр, ставший наиболее востребованным в Петровскую эпоху, представлен в зале тремя полотнами немецкого художника И. Ведекинда и  работой итальянца П. Ротари.

    Ведекинд Иоаганн Генрих (1674 – 1736) - прибалтийский художник немецкого происхождения. Им были выполнены портреты Петра Великого и его дочерей. Ведекинд пользовался популярностью у петербуржцев, которые заказывали ему как свои портреты, так и копии изображений царственных особ. Судя по надписи на обороте холста, «Портрет Адама Густава фон Ульриха», прибалтийского дворянина, был написан к свадьбе изображенного в 1731 году и, очевидно, с натуры, о чем свидетельствует «живое» выражение лица модели – при всей условности позы и трактовки фигуры.

    Портреты Петра II, внука Петра  Великого, а также императрицы Анны Иоанновны являются копийными образцами, однако, представляют собой несомненную художественную и историческую ценность.

     

    Пье́тро (Пётр) Анто́нио Рота́ри (1707– 1762).

    Итальянский живописец-портретист Пье́тро Анто́нио Рота́ри с 1750 года  работал в Вене, Дрездене и Мюнхене в качестве придворного живописца. С 1756 года переехал в Петербург и до конца жизни остался при Российском императорском дворе. Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь преподавательской деятельностью: среди его учеников были Ф.С. Рокотов и И.П. Аргунов.Его произведения, исполненные в стиле рококо, отличаются манерной грациозностью и многоцветной, но приглушенной колористической гаммой.

    На написанном Ротари портрете изображен граф Ф.М. Санти, человек необычной судьбы. Итальянец по национальности, он получил образование в Париже, где изучал историю и науки, «близкие к генеалогии». Служил при дворах многих европейских государей. Санти был приглашен Петром Iв 1724 году в Россию «для отправления геральдического художества». Он составил герб для Санкт-Петербурга и придал внешние атрибуты старым гербам. За участие в государственном заговоре Санти был сослан в Сибирь. Елизавета Петровна возвратила ему свободу и вновь возвела в звание обер-церемониймейстера.

    Немецкий художник-анималист Иоганн Фридрих Гроот (1717-1801)  в 1743 г. приехал в Петербург вслед за старшим братом, портретистом Георгом Гроотом.

     В 1748 году он был принят на придворную службу «для украшения» царскосельского охотничьего павильона Монбижу. По заказу императрицы Елизаветы Петровны, заядлой охотницы, изображал сцены охоты для Большого дворца в Царском Селе, занимался реставрацией. С 1763 по 1775 гг. Гроот руководил в Академии художеств классом «живописи зверей и птиц». Первым из художников в России он придал анималистическому жанру - изображению животных - самостоятельное значение, сделал их главными героями своих произведений.

    В экспозиции представлено его работа «Куница и вальдшнеп». 

    Центральное место в зале «россики» занимает «Портрет герцогини Курлядской Бенигны Готлиб Бирон» кисти  неизвестного художника немецкой школы 1-й половины XVIII в.

    Верхняя часть этого парадного портрета в рост была найдена  в 1981 г.  в котельной Театра оперы и балета. После проведенной Т.Ф.Алексушиной реставрации и последующей атрибуции ею было установлено, что на портрете изображена дочь курляндского дворянина Вильгельма Тротта фон Трейдена Бенигна, которая  родилась 15 октября 1703 года. В 1720 году она стала фрейлиной при дворе герцогини Курляндской Анны Иоанновны, а три года спустя вышла замуж за фаворита будущей российской императрицы Эрнста Иоганна Бирона. По свидетельствам современников, Бенигна была некрасива и болезненна, лицо её было испорчено следами от оспы, однако, как было принято в то время, художник скрывает недостатки внешности. Герцогиня не вмешивалась в государственные дела, редко бывала в обществе, не отличалась особенным умом, но не была глупой; очень любила наряды  и украшения. Императрица наградила ее орденом Святой Великомученицы Екатерины и часто делала ей ценные подарки. После того, как Бирон был лишен власти, Бенигна вместе с ним была заточена в Шлиссельбургскую крепость, а затем сопровождала мужа во всех его скитаниях. В 1763 году она вернулась с ним в Митаву, где им был возвращён герцогский титул. Там она оставалась до своей смерти 5 ноября 1782 года.

    Бронзовый барельеф Петра I работы Бартоломео Карло Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. По приглашению Петра Iв 1716 году прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России.

    Исполненный в стилистике барокко, барельеф являет нам императора-победителя  в лавровом венке триумфатора, облаченного в доспехи с изображением Полтавской баталии. Он  был создан Растрелли как парный в честь восшествия Елизаветы Петровны на престол.

    Во 2-й половине  XVIII века изобразительное искусство и архитектура в России переживают процесс интенсивного развития, складывается русская национальная художественная школа. В 1757 году императрицей Елизаветой Петровной в Петербурге была основана    «Академия трёх знатнейших художеств», на протяжении  двух столетий формировавшая в своих стенах поколения  высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов. Хотя среди педагогов Академии преобладали иностранцы, их влияние утратило определяющую роль в  русском искусстве, как это было в предшествующий период.

    Больших успехов в это время достигает  портретная живопись, представленная в экспозиции произведениями  И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

    Портрет князя Сергея Михайловича Голицына исполнен крепостным художником графа Шереметева  Иваном Петровичем Аргуновым (1729 - 1802) в 1760-е годы. Этот камерный, но не лишенный черт репрезентативности портрет имеет рокайльную окрашенность, что естественно, так как учителем Аргунова был немецкий художник, представитель стиля рококо, Г. Х. Гроот. В силу выраженного социального неравенства модели и художника, портрет не мог быть написан с натуры, в то же время автор имел возможность писать одежду портретируемого с манекена. Этим обстоятельством объясняется характерное сочетание некоторой «кукольности» в трактовке лица и наглядной детальной проработки аксессуаров костюма. 

    Крупнейший  мастер портретной живописи Федор Степанович Рокотов (1736 - 1808), окончивший Академию художеств в числе ее первых выпускников, представлен в экспозиции  двумя работами, выполненными в московский период творчества (с середины 1760-х годов). Решенный в красно-коричневой тональности портрет Василия Петровича Лачинова (конец 1760-х) относится к числу тех проникновенно-поэтических, истинно «рокотовских», интимных  портретов, в которых воплощено  неуловимо - изменчивое внутреннее состояние модели.

    «Портрет неизвестной», исполненный в холодной тональности, ранее считавшийся портретом сначала Е.Н. Орловой, а затем М.Б. Струговщиковой, относится уже к рубежу 1770-х и 1780-х гг. Здесь доминирует иная окрашенность образа, подчеркнута сословная принадлежность портретируемой - с ее подчеркнуто горделивой и даже надменной  осанкой, великосветской сдержанностью.

    В отличие от зыбкости, недоговоренности рокотовских образов,  портретные характеристики другого крупнейшего мастера 2-й половины  XVIII века - Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) всегда более конкретны, что касается и передачи вещественности аксессуаров. При этом ясность трактовки не лишает образы художника большой поэтичности. В  «Портрете неизвестного» (1780) обращенный к зрителю, как бы приглашающий к общению взгляд молодого человека весел и немного ироничен -  чувство собственного достоинства присуще портретируемому как изначальное, естественное качество личности, воплощающей гуманистические идеалы эпохи Просвещения.

    Достижения портретного жанра в русской скульптуре екатерининского времени связаны с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740 - 1805), земляка М.В. Ломоносова. Парадный бюст императрицы Екатерины II выдержан в классицистическом духе, однако, воплощая долженствующее  образу просвещенной государыни торжественное величие, автор вместе с тем правдиво характеризует ее внешний облик со всеми чертами, красноречиво характеризующими возраст этой немолодой женщины. (В экспозиции представлена гипсовая отливка с мраморного оригинала, находящегося в собрании Государственного Русского музея.)

    Портретная живопись 2-й половины ХVIII века в собрании музея представлена не только произведениями крупнейших художников. Свое место в нем занимают и работы, написанные малоизвестными или совсем не известными авторами, как столичными, так и провинциальными, причем некоторые из них, вероятно, находились в крепостной зависимости. Произведения такого плана архаичны по своему языку, из-под поверхностно усвоенных академических приемов в них проступают подчас даже парсунные черты, что придает этим художественным примитивам дух особого  своеобразия.

    Таковы парные мужской и женский портреты кисти Григория Сердюкова (1744 - ?), малоизученного художника, представителя московской школы живописи, состоявшего в штате петербургской «Канцелярии от строений». Несомненным шедевром в своем роде является поэтически-приподнятый  «Портрет неизвестной» (1775), изысканный в своей холодной серебристо-голубоватой гамме, которому присуща графически жесткая трактовка аксессуаров одежды. «Портрет неизвестного», приписываемый художнику,   либо пострадал от неумелой реставрации, либо же не был, по каким-то причинам, закончен автором.

    Составивший славу русского «художественного примитива» 2-й половины XVIII века, «провинциальный» или «усадебный» портрет представлен в экспозиции рядом работ, из которых обращают на себя внимание парные портреты Ефрема Любимовича  Пустошкина, офицера флота, и  его жены Марии Федоровны, имение которых располагалось в селе Давыдовке Самарской губернии.

    Во 2-й половине ХVIII века в России продолжают работать художники-иностранцы, но их творчество вписывается теперь в общий контекст русского искусства. Автор «Портрета цесаревича Павла I в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного»  немец Карл Людвиг Христинек (1732[3?] - 1792[4?]) родился и прожил всю жизнь в России. Портрет написан, вероятнее всего, по случаю  Андреевского праздника, впервые отмечавшегося 30 ноября 1760 года, к которому шестилетнему Павлу сшили специальный костюм.

    Австрийский художник Джованни Баттиста Лампи (1751-1830), автор  портрета вице-губернатора Петербурга Петра Ивановича Новосильцева, приехал в Россию в 1792 году по приглашению князя Г. Потёмкина. Его первейшее значение для русского искусства состоит в том, что он стал учителем выдающегося мастера В.Л. Боровиковского.

    Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) явился в отечественном искусстве представителем сентиментализма, в котором культ разума уступает место культу чувств. Его произведения, исполненные в  начале ХIХ века, относят к жанру т.н. «ампирного» портрета. К числу работ такого плана принадлежит и «Женский портрет» (1805) из собрания музея. Изображенная на фоне пейзажа молодая женщина, в облике которой подчеркнута ампирная «простота и естественность», пребывает в состоянии душевной гармонии с окружающим миром русской природы, воплощающей высокую нравственную ценность (в правом нижнем углу заботливо прорисованы колоски ржи и васильки).

    Культ трогательной дружбы, семейного очага, крепких родственных уз, близкий идеалам сентиментализма, присущ и работам  Ивана Смирновского, до сих пор малоизученного художника, работавшего на рубеже XVIII и XIX веков. Молодая женщина и две её дочери, изображенные на двух его портретах 1810 года, представленных в экспозиции музея, возможно, имеют отношение к семье Аксаковых, имение которых находилось в Самарской губернии.

    Пейзаж, ставший самостоятельным жанром в русском искусстве последней четверти XVIII века, представлен полотном «Мельница и башня Пиль в Павловске» (1792) Семёна Фёдоровича Щедрина (1745 - 1804), первого  профессора - руководителя пейзажного класса Академии Художеств. В произведениях художника, созвучных идеям сентиментализма, впервые появляются мотивы русской природы, однако это еще не естественная природа, но поэтические сочиненные ландшафты  «английских» пейзажных парков, разбитых в  пригородах Петербурга.

    Ведекинд Иоаганн Генрих

    1731

    Холст или ткань, масло

    Неизвестный художник первой половины XVIII века немецкой школы.

    1737 -1740

    Ведекинд Иоаганн Генрих

    Ведекинд Иоаганн Генрих

    1730.

    Холст, масло.

    Иоганн Фридрих Гроот (Иван Федорович)

    Холст, масло.

    Неизвестный художник.

    Холст, масло.

    С.Ф. Щедрин

    1792

    холст, масло

    Неизвестный художник.

    Холст, масло.

    И.П. Аргунов

    1760-е гг.

    холст, масло

    Неизвестный художник.

    Вторая половина XVIII в.

    Холст, масло.

    Бартоломео Карло Растрелли

    Пье́тро (Пётр) Анто́нио Рота́ри

    Между 1756 -1758 гг.

    Холст, масло.

    Ф.С. Рокотов

    1760-е

    холст, масло

    Ф.С. Рокотов

    1780-е гг.

    холст, масло

    Страницы: 1 2