ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Коллекция

    Русское средневековое искусство, начиная с Х в., времени крещения Руси,  носило религиозный характер.  Переход к светскому искусству на рубеже XVII-XVIII веков происходил постепенно. Пётр I приглашал в Россию иностранных художников с условием обучения ими талантливой русской молодёжи, способных же молодых людей отправлял в Европу учиться основам изобразительного искусства. 

     В написанных русскими иконописцами, не овладевшими основами  светской живописи, портретах начала XVIII века формы часто трактовались условно, плоскостно, за такими работами закрепилось название «парсуна» (от искаженного слова «персона»). В определенной степени о парсуне можно судить по «Портрету князя Якова Долгорукого»,  сподвижника  Петра, который является копией неизвестного русского художника с оригинала также неизвестного западного автора.

    Портретный жанр, ставший наиболее востребованным в Петровскую эпоху, представлен в зале тремя полотнами немецкого художника И. Ведекинда и  работой итальянца П. Ротари.

    Ведекинд Иоаганн Генрих (1674 – 1736) - прибалтийский художник немецкого происхождения. Им были выполнены портреты Петра Великого и его дочерей. Ведекинд пользовался популярностью у петербуржцев, которые заказывали ему как свои портреты, так и копии изображений царственных особ. Судя по надписи на обороте холста, «Портрет Адама Густава фон Ульриха», прибалтийского дворянина, был написан к свадьбе изображенного в 1731 году и, очевидно, с натуры, о чем свидетельствует «живое» выражение лица модели – при всей условности позы и трактовки фигуры.

    Портреты Петра II, внука Петра  Великого, а также императрицы Анны Иоанновны являются копийными образцами, однако, представляют собой несомненную художественную и историческую ценность.

     

    Пье́тро (Пётр) Анто́нио Рота́ри (1707– 1762).

    Итальянский живописец-портретист Пье́тро Анто́нио Рота́ри с 1750 года  работал в Вене, Дрездене и Мюнхене в качестве придворного живописца. С 1756 года переехал в Петербург и до конца жизни остался при Российском императорском дворе. Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь преподавательской деятельностью: среди его учеников были Ф.С. Рокотов и И.П. Аргунов.Его произведения, исполненные в стиле рококо, отличаются манерной грациозностью и многоцветной, но приглушенной колористической гаммой.

    На написанном Ротари портрете изображен граф Ф.М. Санти, человек необычной судьбы. Итальянец по национальности, он получил образование в Париже, где изучал историю и науки, «близкие к генеалогии». Служил при дворах многих европейских государей. Санти был приглашен Петром Iв 1724 году в Россию «для отправления геральдического художества». Он составил герб для Санкт-Петербурга и придал внешние атрибуты старым гербам. За участие в государственном заговоре Санти был сослан в Сибирь. Елизавета Петровна возвратила ему свободу и вновь возвела в звание обер-церемониймейстера.

    Немецкий художник-анималист Иоганн Фридрих Гроот (1717-1801)  в 1743 г. приехал в Петербург вслед за старшим братом, портретистом Георгом Гроотом.

     В 1748 году он был принят на придворную службу «для украшения» царскосельского охотничьего павильона Монбижу. По заказу императрицы Елизаветы Петровны, заядлой охотницы, изображал сцены охоты для Большого дворца в Царском Селе, занимался реставрацией. С 1763 по 1775 гг. Гроот руководил в Академии художеств классом «живописи зверей и птиц». Первым из художников в России он придал анималистическому жанру - изображению животных - самостоятельное значение, сделал их главными героями своих произведений.

    В экспозиции представлено его работа «Куница и вальдшнеп». 

    Центральное место в зале «россики» занимает «Портрет герцогини Курлядской Бенигны Готлиб Бирон» кисти  неизвестного художника немецкой школы 1-й половины XVIII в.

    Верхняя часть этого парадного портрета в рост была найдена  в 1981 г.  в котельной Театра оперы и балета. После проведенной Т.Ф.Алексушиной реставрации и последующей атрибуции ею было установлено, что на портрете изображена дочь курляндского дворянина Вильгельма Тротта фон Трейдена Бенигна, которая  родилась 15 октября 1703 года. В 1720 году она стала фрейлиной при дворе герцогини Курляндской Анны Иоанновны, а три года спустя вышла замуж за фаворита будущей российской императрицы Эрнста Иоганна Бирона. По свидетельствам современников, Бенигна была некрасива и болезненна, лицо её было испорчено следами от оспы, однако, как было принято в то время, художник скрывает недостатки внешности. Герцогиня не вмешивалась в государственные дела, редко бывала в обществе, не отличалась особенным умом, но не была глупой; очень любила наряды  и украшения. Императрица наградила ее орденом Святой Великомученицы Екатерины и часто делала ей ценные подарки. После того, как Бирон был лишен власти, Бенигна вместе с ним была заточена в Шлиссельбургскую крепость, а затем сопровождала мужа во всех его скитаниях. В 1763 году она вернулась с ним в Митаву, где им был возвращён герцогский титул. Там она оставалась до своей смерти 5 ноября 1782 года.

    Бронзовый барельеф Петра I работы Бартоломео Карло Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. По приглашению Петра Iв 1716 году прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России.

    Исполненный в стилистике барокко, барельеф являет нам императора-победителя  в лавровом венке триумфатора, облаченного в доспехи с изображением Полтавской баталии. Он  был создан Растрелли как парный в честь восшествия Елизаветы Петровны на престол.

    Во 2-й половине  XVIII века изобразительное искусство и архитектура в России переживают процесс интенсивного развития, складывается русская национальная художественная школа. В 1757 году императрицей Елизаветой Петровной в Петербурге была основана    «Академия трёх знатнейших художеств», на протяжении  двух столетий формировавшая в своих стенах поколения  высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов. Хотя среди педагогов Академии преобладали иностранцы, их влияние утратило определяющую роль в  русском искусстве, как это было в предшествующий период.

    Больших успехов в это время достигает  портретная живопись, представленная в экспозиции произведениями  И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

    Портрет князя Сергея Михайловича Голицына исполнен крепостным художником графа Шереметева  Иваном Петровичем Аргуновым (1729 - 1802) в 1760-е годы. Этот камерный, но не лишенный черт репрезентативности портрет имеет рокайльную окрашенность, что естественно, так как учителем Аргунова был немецкий художник, представитель стиля рококо, Г. Х. Гроот. В силу выраженного социального неравенства модели и художника, портрет не мог быть написан с натуры, в то же время автор имел возможность писать одежду портретируемого с манекена. Этим обстоятельством объясняется характерное сочетание некоторой «кукольности» в трактовке лица и наглядной детальной проработки аксессуаров костюма. 

    Крупнейший  мастер портретной живописи Федор Степанович Рокотов (1736 - 1808), окончивший Академию художеств в числе ее первых выпускников, представлен в экспозиции  двумя работами, выполненными в московский период творчества (с середины 1760-х годов). Решенный в красно-коричневой тональности портрет Василия Петровича Лачинова (конец 1760-х) относится к числу тех проникновенно-поэтических, истинно «рокотовских», интимных  портретов, в которых воплощено  неуловимо - изменчивое внутреннее состояние модели.

    «Портрет неизвестной», исполненный в холодной тональности, ранее считавшийся портретом сначала Е.Н. Орловой, а затем М.Б. Струговщиковой, относится уже к рубежу 1770-х и 1780-х гг. Здесь доминирует иная окрашенность образа, подчеркнута сословная принадлежность портретируемой - с ее подчеркнуто горделивой и даже надменной  осанкой, великосветской сдержанностью.

    В отличие от зыбкости, недоговоренности рокотовских образов,  портретные характеристики другого крупнейшего мастера 2-й половины  XVIII века - Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) всегда более конкретны, что касается и передачи вещественности аксессуаров. При этом ясность трактовки не лишает образы художника большой поэтичности. В  «Портрете неизвестного» (1780) обращенный к зрителю, как бы приглашающий к общению взгляд молодого человека весел и немного ироничен -  чувство собственного достоинства присуще портретируемому как изначальное, естественное качество личности, воплощающей гуманистические идеалы эпохи Просвещения.

    Достижения портретного жанра в русской скульптуре екатерининского времени связаны с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740 - 1805), земляка М.В. Ломоносова. Парадный бюст императрицы Екатерины II выдержан в классицистическом духе, однако, воплощая долженствующее  образу просвещенной государыни торжественное величие, автор вместе с тем правдиво характеризует ее внешний облик со всеми чертами, красноречиво характеризующими возраст этой немолодой женщины. (В экспозиции представлена гипсовая отливка с мраморного оригинала, находящегося в собрании Государственного Русского музея.)

    Портретная живопись 2-й половины ХVIII века в собрании музея представлена не только произведениями крупнейших художников. Свое место в нем занимают и работы, написанные малоизвестными или совсем не известными авторами, как столичными, так и провинциальными, причем некоторые из них, вероятно, находились в крепостной зависимости. Произведения такого плана архаичны по своему языку, из-под поверхностно усвоенных академических приемов в них проступают подчас даже парсунные черты, что придает этим художественным примитивам дух особого  своеобразия.

    Таковы парные мужской и женский портреты кисти Григория Сердюкова (1744 - ?), малоизученного художника, представителя московской школы живописи, состоявшего в штате петербургской «Канцелярии от строений». Несомненным шедевром в своем роде является поэтически-приподнятый  «Портрет неизвестной» (1775), изысканный в своей холодной серебристо-голубоватой гамме, которому присуща графически жесткая трактовка аксессуаров одежды. «Портрет неизвестного», приписываемый художнику,   либо пострадал от неумелой реставрации, либо же не был, по каким-то причинам, закончен автором.

    Составивший славу русского «художественного примитива» 2-й половины XVIII века, «провинциальный» или «усадебный» портрет представлен в экспозиции рядом работ, из которых обращают на себя внимание парные портреты Ефрема Любимовича  Пустошкина, офицера флота, и  его жены Марии Федоровны, имение которых располагалось в селе Давыдовке Самарской губернии.

    Во 2-й половине ХVIII века в России продолжают работать художники-иностранцы, но их творчество вписывается теперь в общий контекст русского искусства. Автор «Портрета цесаревича Павла I в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного»  немец Карл Людвиг Христинек (1732[3?] - 1792[4?]) родился и прожил всю жизнь в России. Портрет написан, вероятнее всего, по случаю  Андреевского праздника, впервые отмечавшегося 30 ноября 1760 года, к которому шестилетнему Павлу сшили специальный костюм.

    Австрийский художник Джованни Баттиста Лампи (1751-1830), автор  портрета вице-губернатора Петербурга Петра Ивановича Новосильцева, приехал в Россию в 1792 году по приглашению князя Г. Потёмкина. Его первейшее значение для русского искусства состоит в том, что он стал учителем выдающегося мастера В.Л. Боровиковского.

    Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) явился в отечественном искусстве представителем сентиментализма, в котором культ разума уступает место культу чувств. Его произведения, исполненные в  начале ХIХ века, относят к жанру т.н. «ампирного» портрета. К числу работ такого плана принадлежит и «Женский портрет» (1805) из собрания музея. Изображенная на фоне пейзажа молодая женщина, в облике которой подчеркнута ампирная «простота и естественность», пребывает в состоянии душевной гармонии с окружающим миром русской природы, воплощающей высокую нравственную ценность (в правом нижнем углу заботливо прорисованы колоски ржи и васильки).

    Культ трогательной дружбы, семейного очага, крепких родственных уз, близкий идеалам сентиментализма, присущ и работам  Ивана Смирновского, до сих пор малоизученного художника, работавшего на рубеже XVIII и XIX веков. Молодая женщина и две её дочери, изображенные на двух его портретах 1810 года, представленных в экспозиции музея, возможно, имеют отношение к семье Аксаковых, имение которых находилось в Самарской губернии.

    Пейзаж, ставший самостоятельным жанром в русском искусстве последней четверти XVIII века, представлен полотном «Мельница и башня Пиль в Павловске» (1792) Семёна Фёдоровича Щедрина (1745 - 1804), первого  профессора - руководителя пейзажного класса Академии Художеств. В произведениях художника, созвучных идеям сентиментализма, впервые появляются мотивы русской природы, однако это еще не естественная природа, но поэтические сочиненные ландшафты  «английских» пейзажных парков, разбитых в  пригородах Петербурга.

    Неизвестный художник первой половины XVIII века немецкой школы

    1737 -1740.

    Холст, масло

    Ведекинд Иоаганн Генрих

    1731

    Холст или ткань, масло

    Пье́тро (Пётр) Анто́нио Рота́ри

    Между 1756 -1758 гг.

    Холст, масло

    Иоганн Фридрих Гроот (Иван Федорович)

    Холст, масло

    Б.К.Растрелли

    Бронза

    Ведекинд Иоаганн Генрих

    1730

    холст, масло

    Ведекинд Иоаганн Генрих

    1729-1730

    холст, масло

    С.Ф. Щедрин

    1792

    холст, масло

    И.П. Аргунов

    1760-е гг.

    холст, масло

    Ф.С. Рокотов

    1760-е

    холст, масло

    Ф.С. Рокотов

    1780-е гг.

    холст, масло

    Ф.И. Шубин

    гипс