Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Коллекция

    В 1757 году императрицей  Елизаветой Петровной была открыта в Петербурге  Академия художеств. Классицизм, который был официальным стилем  Академии в течение долгого времени, базировался на основе изучения античности и искусства эпохи Высокого Возрождения, прежде всего, творчества Рафаэля.

    Среди академических классов главенствовал класс историко-мифологической живописи, сюжеты для картин, как правило,  заимствовались из античной истории и мифологии, доминировала героико-патриотическая тематика. В классицистическом духе решена картина «Оплакивание Гектора» (1809), приписываемая ранее А.Л. Витбергу (1787-1855). Сюжет ее взят из поэмы Гомера «Илиада», композиция представляет собой сцену оплакивания Гектора, сына троянского царя Приама, вокруг одра которого собрались его родные и домочадцы. Гектор погиб в поединке с Ахиллом, пожертвовав жизнью ради спасения города Трои, его подвиг воспринимается как пример для подражания. Композиционно полотно напоминает построение античных рельефов, пропорции фигур, типы лиц, одежда персонажей также написаны по античным канонам.

    «Русским Рафаэлем» в свое время называли художника А.Е. Егорова (1776-1851), автора представленных картин «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» (1833) и «Христос с детьми».

    В начале Х1Х века наряду с доминирующим классицизмом в русском искусстве возникло и романтическое направление, к которому относятся такие выдающиеся мастера как О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, М.В. Лебедев.

    Как один из лучших выпускников Петербургской Академии художеств М.И. Лебедев (1811 – 1837) в  мае 1834 г. был направлен в качестве пенсионера в Италию. В созданных там полотнах этого замечательного романтика сквозит восхищение красотой итальянской природы, которая воспринималась им как некий «Земной Рай». Однако судьба талантливого художника сложилась трагично -  в июле 1837 г. он умер в Неаполе от холеры. Полотно «Альбано близ Рима» (1836) было написано Лебедевым по заказу графа Орлова-Давыдова незадолго до смерти художника, до революции оно находилась в имении графа в селе  Усолье.

    Картина «Аричча близ Рима» (1836) является авторским повторением одноименной работы, хранящейся в собрании Государственного Русского музея.

    Неоконченный овальный «Портрет великой княжны Ольги Николаевны», дочери императора Николая I, кистиК.П. Брюллова (1799-1852) - «Великого Карла», как его уважительно называли современники, является подготовительной работой к  неосуществлённому семейному портрету царской семьи.

    В ранее приписываемом К.П.Брюллову«Портрете М.С. Воейковой» (1836)  ярко выражен характерный для произведений мастера южный тип женского лица. В левом нижнем углу картины находятся подписи Брюллова и Бороздны-Стромиловой. В связи с этим портрет был записан в музейные книги как портрет Л.С. Бороздны-Стромиловой кисти К.П.Брюллова. Но после проведенной атрибуции выяснилось, что на картине изображена сестра Бороздны, М.С.Воейкова; Л.С. Бороздна-Стромилова (1813-1895) же является автором портрета. Корректируя работу своей  ученицы, Брюллов прописал в нем лишь некоторые детали, в том числе – руку в перчатке и зеленую ветку. 

               Ученик К.П.Брюллова Ф.А. Моллер (1812 – 1874) вслед за учителем обратился к изображению жанровых сцен. В 1840 году за картину «Поцелуй» он получил звание академика. Моделью живописца стала его возлюбленная, итальянка Амалия Лаваньини. Автор намеренно укрупнил фигуры своих героев, простолюдинов-итальянцев,  сосредоточив внимание на передаче их чувств. Картина имела большой успех у публики, художник на протяжении всей жизни неоднократно повторял эту композицию. 

              Зал, где представлена коллекция произведений искусства начала ХIХ века, иногда называют залом выдающегося художника-мариниста, романтика  И.К. Айвазовского (1817 – 1900). Здесь представленычетыре полотна, созданные им в разные периоды творчества.

              Картина  «Десант Н.Н.Раевского у Субаши» (1839) - одно из ранних произведений  Айвазовского. Батальное полотно было написано во время его учебы в  Императорской Академии художеств в Петербурге.  Приглашённый в экспедицию адмиралом М.П.Лазаревым, Айвазовский принимал непосредственное  участие в военных действиях 3 мая 1838 года на Кавказе. Картина была подарена художником генералу Н.Н. Раевскому. На обороте сохранилась надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».

             На небольшом, проникнутом поэтическим чувством, тонко передающем гармонию человека с природой пейзаже  «Утро  в Гурзуфе» изображена прогулка  по берегу моря А.С.Пушкина с дочерью генерала Н.Н.Раевского - М.Н. Раевской.

                Пейзаж «Перед Алупкой в Крыму» написан в 1894 году. Здесь мастерски передано волнение морской стихии, которое пытается преодолеть стремящаяся к берегу шлюпка  с людьми.

    Большое полотно  «Остров  Крит» (1897), проникнутое светом ивоздухом, посвящено теме борьбы греков против турецкого владычества -  жители острова с воодушевлением встречают прибывшую им на помощь русскую эскадру.

         Творчество Тропинина хорошо представлено в собрании музея. «Портрет М.М. Сперанского» (1839), знаменитого реформатора времен Александра I, представляет собой тип «кабинетного» портрета ученого мужа, погруженного в важные  государственные дела. Он относится к числу немногочисленных портретов государственных деятелей в творчестве художника. М.М.Сперанский - выдающийся общественный и государственный  деятель времён Александра I и Николая I, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения, действительный член Императорской Российской академии, секретарь ордена св. Апостола Андрея Первозванного,  воспитатель наследника-цесаревича Александра Николаевича.

    Портрет датирован годом смерти Сперанского. Михаил Михайлович изображён в скромном интерьере рабочего кабинета, здесь нет ничего случайного,  вещи говорят на языке символов: сломанные перья – о несбывшихся реформах, погасшая  свеча – о скором угасании жизни, бумажный свиток с нанесённым планом – о том, что все думы и дела этого человека всегда были устремлены  в будущее.

    Хороши так называемые «халатные» портреты Тропинина, в которых  модель изображается в повседневной, неофициальной обстановке, подчас в домашнем халате. Таков проникнутый добрым чувством «Портрет А.А. Барабаш», сестры художника, в котором  утверждается ценность простого, обычного  человека из народа, раскрывается его душевное богатство.

    Небольшой «Портрет сына Казакова» привлекает душевной открытостью детского образа. Обе работы решены в характерной для Тропинина теплой, коричневато-золотистой гамме.

    В отличие от этих работ в тропининском «Портрете Боцигетти»,  дочери гувернантки в имении Морковых,решенном в сине-сером, холодном ключе, сквозит высокомерное презрение к окружающим, надменность и неприступность.

    Совершенно иначе смотрится написанный А.Г. Варнеком (1782-1843) «Портрет баронессы М.С. Киль» (1811), в котором, несмотря на высокое сословное положение модели, в ее образе подчеркнуты простота,безыскусственность, душевнаяоткрытость.

                С именем А.Г. Венецианова (1780-1847) связано развитие бытового жанра в отечественном искусстве. «Крестьянские мальчики со змеем» (1820-е) –незамысловатая жанровая картинка - наполнена теплотой и уважением к простому человеку, его нравственному богатству. Венецианов основал в  селе Сафонково собственную школу живописи для обучения  детей крепостных. За 20 лет существования  школа дала России много  интересных имен.

    Одним из первых учеников Венецианова был А.В. Тыранов (1808-1859), в работах которого также проявились традиции школы и техническое мастерство его второго учителя – К.П.Брюллова. На расцвет творчества художника приходится «Портрет А.Ф. Львова», автора  гимна царской России «Боже, царя храни». Вслед за Венециановым, Тыранов обратился к писанию  интерьеров – в экспозиции представлена его работа «Вид Эрмитажной библиотеки» (1826).

                В этом же зале можно увидеть пейзажные работы Н.Г. Чернецова (1805-1879) «На Волге» (1874) и П.П. Верещагина (1836-1886) «Вид Нижнего Новгорода» (1860?). Эти скромные по колориту работы относятся к разряду «видовой» живописи, передавая конкретику волжских достопримечательностей,  неяркую красоту реки Волги.

    И.Смирновский

    1810

    Холст, масло.

    К.П. Брюллов

    1837

    Холст, масло.

    Неизвестный художник брюлловской школы первой пол. XIX в.

    Холст, масло.

    Моллер Федор Антонович

    Холст, масло

    И.К. Айвазовский

    1839

    Холст, масло.

    В.А. Тропинин

    1839

    Холст, масло.