ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Коллекция

    Икона "Троица Ветхозаветная".

    Вторая половина XVI века.

    Дерево, темпера. 31х24,3


    К памятникам русской иконописи конца XVIвека относится икона «Ветхозаветная Троица», поступившая в музей в 1918-1919 годы. Иконография «Ветхозаветной Троицы» основана на тексте первой книги Бытия Моисеевой, рассказывающей о посещении дома Авраама тремя путниками, в которых праотец узнал Единосущего и Триипостастного Бога. Радушный хозяин Авраам приказал своей жене Сарре приготовить для странников опресноки (хлеб), а слуге – заколоть тельца. В искусстве христианского мира изображения на этот сюжет известны с древнейших времен - первые памятники датируются уже IVвеком. В византийском искусстве бытовали две иконографические схемы «Гостеприимство (или «Гостелюбие») Авраама» и собственно «Троица». На Руси в XVвеке  распространилась иконография Андрея Рублева без изображения Авраама и Сарры и сцены заклания тельца. В середине и  во второй половине XVIвека в русской иконописи происходит возврат к иконографической схеме «Гостеприимства Авраама», что было обусловлено интересом иконописцев к повествовательным элементам  в передаче событий. 

    Икона из собрания Самарского музея имеет ряд особенностей. Фигуры Авраама и Сарры расположены несимметрично, что достаточно редко встречается в русской иконописи. Средний ангел двуперстно благословляет не центральную, а расположенную справа чашу. Его фигура слегка повернута в сторону Авраама, держащего  покровенными руками чашу с опресноками, и как бы вовлекает его в таинство евхаристического пира.