Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Выставки и мероприятия



    Выставка "Символы места. Опыт локальной художественной психогеографии"

    с 10 октября 2013 по 22 ноября 2013

     

    Выставка «Символы места» продолжает линию, начатую в групповых проектах художественного музея начала нулевых, «Самарские перекрестки» и «Окольцованные Самарской Лукой», а позже продолженную крупной совместной выставкой «Течения: самарский авангард 1960 – 2012». Все эти выставки являют уникальный для Самары и России в целом пример рефлексивной работы с локальным художественным контекстом как целостным феноменом. Первые две из перечисленных выставок представляли собой некие начальные обобщения. Материал необходимо было «открыть», извлечь из забвения и главное, показать. «Течения» 2012 года пошли дальше, структурировав материал по художественным, формальным признакам. «Символы места» подходят примерно к тому же материалу с другой стороны – прежде всего, содержательной.

    Цель выставки – показать символические доминанты художественного мышления самарских художников как уникальной общности, сформировавшейся в конкретном географическом пространстве. Термин «психогеография» в подзаголовке выставки означает исследование воздействия ландшафта (природы или города) на психологию человека, в данном случае, художника.

    Большинство имен здесь знакомы зрителям. Родоначальник самарской живописи Константин Головкин. Основатели «волжской пейзажной школы» в середине ХХ века, позже ставшие самостоятельными авторами Валентин Пурыгин, Геннадий Филатов, Иван Комиссаров. Не похожие ни на кого художники Валентин Белоусов, Николай Шеин, Иван Карпунов, Вениамин Клецель, Леонид Шерешевский, Евгений Казнин. Пионеры абстрактной живописи Неля и Роман Коржовы, Виталий Редкин. Талантливый фотограф с более чем 30-летней творческой карьерой Сергей Осьмачкин. Лидер новейшего искусства Владимир Логутов. Выставка наглядно показывает, что на протяжении полувека все эти авторы работали в русле схожих мотивов, продиктованных их привязанностью к ландшафту Города, Волги, Жигулей, Самарской Луки.

    Структура экспозиции воспроизводит базовый для самарского искусства конфликт Природного и Урбанистического начал, которым соответствуют левая и правая части зала. Все произведения располагаются в этих пространствах, вступая друг с другом в диалог на основе присутствия в них следующих символических доминант:

    1.                 Река как «Рубикон» между Урбанистическим и Природным, Цивилизацией и Стихией. Она маркирует один из фундаментальных мотивов самарского искусства – границу, пограничность. Отсутствие моста между двумя берегами превращает их в разные миры, а пересечение реки – в приключение, отчасти травматическое;

    2.                 Горизонт как структурообразующий принцип организации пространства в самарской живописи (проявленный как в пейзажах, так и в абстракциях). Горизонт – это недостижимый край ускользающего, растекающегося мира, хорошо ощутимого на широких пространствах Волги;

    3.                 Дерево как воплощение стихийной мощи Природы;

    4.                 Здание либо завод как атрибуты Цивилизации.

    В экспозицию, тщательно собиравшуюся на протяжении года, вошло более шестидесяти произведений живописи, графики, фотографии и видео, преимущественно, из фондов Самарского художественного музея. Произведения Валентина Белоусова и Евгения Казнина любезно предоставлены наследниками художников. Также в экспозицию вошли две видеоработы Владимира Логутова 2012 года, демонстрировавшиеся на Венецианской биеннале современного искусства в 2013 году.

    Константин Зацепин