ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Пурыгин – пейзажист. К 90-летию со дня рождения художника."

    с 4 августа 2016 по 29 августа 2016

    Выставка произведений Заслуженного художника России Валентина Захаровича Пурыгина – юбилейная. В основе ее -  пейзажное наследие Мастера из собрания Самарского художественного музея.

    Многим почитателям творчества художника В.З. Пурыгин известен как создатель гротескных произведений, главными героями которых являются божества языческого пантеона – лешие, русалки, жар-птицы, вороны.

    На нынешней выставке основное внимание сосредоточено на главном жанре в творчестве художника – пейзаже. Существенную часть произведений составляют никогда не экспонировавшиеся на выставках полотна и этюды от ранних работ 1950-х до начала 1990-х годов.

    Талант В.З. Пурыгина развивался на Волжских берегах, и складывалось  как талант пейзажиста еще со времен учебы на художественных курсах у П.А. Краснова  с 1936 года, когда он с увлечением рисовал лодки, дебаркадеры, берега Волги.

    Дальнейшее обучение проходило в Московской средней художественной школе (с 1939 по 1944)  вместе с известными впоследствии советскими художниками Г.М. Коржевым, П.П. Оссовским, В.А. Стожаровым. В годы войны школа была  эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенск. Здесь В.З. Пурыгин выбился в лидеры. Наибольших успехов художник добился  в пейзаже, когда в лютые морозы через снега по колено, с этюдником ходил писать этюды, они получались серебристые, перламутровые.

    После  возвращения в Самару (тогда Куйбышев) в 1951 году, художник с энтузиазмом изучает и пишет мотивы заволжья. Одна из ранних работ «За Волгой» (1955) - добротный реалистический пейзаж, в котором ощущается крепкая школа – наследие художников передвижников.Центральным символом творчества художника стал исполинский осокорь, одна из ярких достопримечательностей пейзажа самарского Заволжья, - могучее дерево, непосредственное воплощение жизненных сил Природы.

    В 1960-е годы манера художника претерпевает значительные изменения. Художник увлекается французскими постимпрессионистами и пуантилистами, большое значение придает цвету, совершает поездки на юг, в Крым. Среди полыхающих красок, смягченных влажностью моря, художник обретает свою палитру. В пейзажах Гурзуфа, Судака («Улица Чехова в Гурзуфе», «Воспоминания о Крыме») появляется импрессионистическая лихость, цветовая экспрессия накаливается. Написанные в Крыму этюды и картины отличает жаркий, сочный колорит, а красочное тесто словно лепит форму гор, домов, растений.

    Найденные колористические средства художник применяет и к самарским реалиям «Улица Куйбышева. Вечер», «Улица Ленинградская», «Весенний день».

    В 1970-е годы В.З. Пурыгин переезжает в Подмосковье, затем в Москву, где создает огромное количество этюдов. В это время складывается новая модель композиционного решения, напоминающая произведения мастеров северного Возрождения («Весна. Март»). На полотнах соседствуют купола Троице-Сергиевой лавры и Волжские дали.  

    В 1979 году Пурыгин возвращается на волжские берега, его творчество становится заметным явлением на областных, зональных, республиканских выставках, не теряет своей актуальности  и в настоящее время.