Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Выставки и мероприятия



    Выставка "КЭШ - от символа и мечты к суровой реальности"

    с 25 августа 2016 по 19 сентября 2016

    Открытие выставки: 25 августа в 18:00

    Куратор: Мартин Шибли (Швеция)

    Участники: Конни Блом и Нина Слейко-Блом, Хуан Кастильо, Хит Бантинг, Сесилия Парсберг, Оливер Ресслер, Мерседес Стурм-Ли, Альба Энстрем, Йонас Лунд

    КЭШ — притягательный символ, некое универсальное орудие, необходимость. У кого-то денег слишком много, у кого-то — слишком мало, но и те и другие хотят больше. Деньги дают почти безграничные возможности тем, кто обладает ими в большом количестве; для тех же, кто лишен даже насущного минимума, деньги — яд, разъедающий душу и сознание. Большинство религий сурово осуждают жажду денег, указывая на то, что погоня за достатком лишает человека стремления обрести избавление в загробном мире. Вместе с тем, деньги могут обеспечить земное «избавление» для тех, кто едва сводит концы с концами в повседневной жизни. Деньги порождают конфликтные ситуации, нередко приводящие к разрушению дружеских или брачных уз; и они же позволяют растить детей и заботиться о своих ближних. В большинстве случаев стремление обладать деньгами носит комплексный характер — это и каждодневная потребность обеспечивать себе достойное существование, и мерило власти и могущества, и символ процветания и гарантированного будущего.
    С позиций экономической истории деньги являются эффективным инструментом для проведения сделок и обмена товарами и услугами. Деньги упрощают процесс сделки и делают его более рациональным. Антитеза денежной системе — бартер, при котором обмен не предусматривает использования денег, но в таком случае каждая отдельно взятая сделка требует договоренности с учетом характера и значимости вовлеченных в обмен товаров и услуг (данная система, до 1989 г. активно практиковавшаяся между странами соцлагеря, до сих пор используется во взаимоотношениях между некоторыми государствами). Многие люди воспринимают деньги исключительно как инструмент, присущий капиталистической системе, что, очевидно, является ошибочной позицией, поскольку потребность в эффективной системе обмена была изначально удовлетворена использованием золота и других металлов в качестве средства обмена; капиталистический строй — лишь способ обслуживания денежной системы и распределения дефицитных ресурсов в обществе.
    Необходимое условие для нормального функционирования денежной системы — доверие. Многие люди не понимают этого или не хотят признать, но в действительности у нас всех есть подспудная вера в деньги, которая основывается на том что «кто-то» гарантированно обеспечивает их ценность, что, в свою очередь, подразумевает наличие лежащей в фундаменте всей системы действенной политической и экономической структуры. Без этой глубоко укорененной веры деньги — ничего не значащие бумажки, не имеющие никакого смысла. Во многих странах имеет место непонимание важности такого доверия к денежной системе, что свидетельствует об определенной политической незрелости. Большинство людей стремится, выражаясь метафорически, усидеть на двух стульях — тратить деньги в обмен на всевозможные блага, но и сохранять их как некую гарантию жизненной стабильности. Когда финансовая система проявляет признаки нестабильности, люди стремятся забрать свои накопления из банка и сохранить их в виде наличной валюты (долларов, евро или швейцарских франков). В определенном смысле наличные деньги являются одним из важнейших гарантов надежности в постоянно меняющемся мире. Подобный пиетет к наличным деньгам присущ не только капиталистическим обществам — в социалистических странах ситуация была сходной: например, в ГДР дефицитные товары можно было купить только на западногерманские марки. На Кубе доллар до сих пор имеет неоспоримое превосходство над местными деньгами. Некоторые страны, смирившись с бедственным положением собственной валюты, почти полностью переориентировались на американский доллар. Очень важен и социологический аспект — некоторые люди готовы практически на всё, чтобы заполучить побольше денег. Необузданная жажда денег может деформировать личность; люди способны совершать самые чудовищные поступки ради получения заветных купюр, даже отдавая себе отчет в том, что в долгосрочной перспективе всех проблем деньги не решат. Вместе с тем, парадоксальным образом, деньги — могучая продуктивная сила, они стимулируют людей работать больше и усерднее. В некоторых странах, где чиновники получают крайне мало и вынуждены брать взятки, просто чтобы прокормить семью, административная система держится исключительно на теневой циркуляции денег.
    КЭШ — символ власти и могущества, обладающий мощнейшей притягательностью. В западном бизнесе распространено выражение « Cash is king », отражающее веру в то, что, в общем случае, деньги — наиболее важны и надежны в сравнении с другими инструментами инвестирования. Если же говорить о психологическом аспекте, то на многих людей близость увесистой пачки наличных действует с гипнотической силой, подталкивая на безрассудные краткосрочные решения и действия, даже в случае, когда их негативные последствия в долгосрочной перспективе очевидны. Особый магнетизм наличные деньги обретают в тяжелых условиях каждодневной борьбы за существование и неопределенности будущего.
    На выставке представлены художники, которые работают с темой взаимосвязи между социологическими аспектами потребности в деньгах и тем, на что люди готовы ради их получения, а также возможными последствиями этих действий. Некоторые художники рассматривают тему на примере отдельно взятых сделок, другие — тяготеют к более общему осмыслению, стараясь охватить картину происходящего в масштабах социума или мировой финансовой системы. В рамках выставки тема КЭШ   рассматривается в различных перспективах с позиций социологии, психологии и философии.
    Участники выставки: Конни Блом и Нина Слейко-Блом, Хуан Кастильо, Феликс Гмелин и Адам Армстронг, Хуан-Педро Фабра, Оливер Ресслер, Мерседес Стурм-Ли. Светлана Хегер в своем творчестве неоднократно обращалась к теме денег и капиталистической системы, а также связи между культурными и экономическими аспектами жизни общества. В работах Андре Талборна поднимается вопрос об эстетической ценности различных материалов.

    Мартин Шибли