ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.»

    с 5 октября 2017 по 20 ноября 2017

    Выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.» посвящена одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории.

    Самарский областной художественный музей представляет свою экспозицию, куда вошли более ста произведений живописи, графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» революции, относящихся к периоду со второй половины 1910-х  до конца 1980-х годов.

    Первый  раздел выставки – преддверие революции и первые годы советской власти. Здесь представлено искусство русского авангарда, создавшего свой проект мироустройства. В 1918-1921-х поддержка государством нового искусства носила беспрецедентный характер. Был создан Отдел ИЗО под руководством Д. Штеренберга, петроградская Академия художеств преобразовывалась в Свободные мастерские (Свомас), в начале 1920-х преобразованные, вместе с Московским училищем живописи и ваяния, во Всероссийские художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Отделе ИЗО служили В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин, А.Родченко. По их инициативе были организованы закупки произведений левого искусства для Музеев художественной культуры, часть работ распределялась по провинциальным музеям. Так, в 1919 году уроженец Самары, художник Н.Попов получил в Отделе ИЗО 35 работ современных авангардистов, которые составили основу самарской коллекции авангарда («Фантастический пейзаж. Эчмиадзин» Г.Якулова, «Город» О.Розановой, «Дама в кафе» Ле Дантю, «Супрематическая композиция» А.Веснина и др.).

    На выставке можно увидеть эскизы знамен, исполненные одним из первых самарских вхутемасовцев М.Степановым к 23 февраля 1928 г.,  и эскиз задника к спектаклям театра «Агитфонарь».

    Поступлению в 1919 году работ левых течений предшествовало важное для Самары событие: в 1917 г., в Самаре в здании Волжско-Камского банка состоялась выставка работ футуриста Д.Бурлюка, несколько из них вошли в коллекцию музея (среди них - «Девочка в красном платочке»).

    Второй раздел выставки посвящен творчеству художников АХРР. После 1921 г. в России делается выбор в пользу социалистического реализма. Возобновляют деятельность передвижники, в 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России – АХРР, которая явилась предтечей единого Союза художников СССР. Авангард был объявлен «вредными измышлениями». Вскоре стали возникать областные и республиканские филиалы АХРРа, которых к 1926 году насчитывалось уже около сорока, в том числе и в Самаре.

    На выставке представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 –начале 1930-х в самарском филиале этой организации, они  выставляются в музее впервые: В.Костяницын «Маевка»; С.Соболев «Кашпирские сланцевые рудники»; А.Ржезников «Выпуск сланцевых топок на ульяновском заводе “Металлист”», И.Горюшкин-Сорокопудов «Фабрика Красный Октябрь», А.Колосов «Митинг»,1929 и другие.

    В начале 1930-х гг. на первый план в искусстве выходит «соцреалистический эпос», в героическом ключе воспроизводятся недавние революционные события, увековечивающие облик и роль вождей революции («Ленин в Смольном» К.Юона, «Демонстрация на Красной площади» Н.Никонова, портреты И.Сталина (П.Келин), В.Куйбышева (И.Бродский)).

    Представлены портреты «простых советских людей», ударников производства:  А.Самохвалов - «Работница»; Г.Ряжский – «Девушка в красном»; Н.Краснов - «Ударники колхоза им. ХVIпартсъезда».

    На выставке также можно увидеть фотографии праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х гг., в стилистике которого использованы элементы авангарда.

    В 1940-е – 1950-е годы символы революции – крейсер Аврора, Ленин и Сталин (до 1956 г.), играли определяющую роль в официальном советском искусстве: графические работы В.Бибикова «Крейсер Аврора»;  автолитографии Е.Кибрика («Есть такая партия!»), «Лениниана» Н.Жукова (1950-е).

    В период хрущевской оттепели романтическая окрашенность была присуща многим произведениям, посвященным революционной теме. В их числе  графические листы: «Интернационал» (1970)  Д.Бисти, автолитографии к «Мальчишу-Кебальчишу» А.Гайдара (1967) И.Обросова, линогравюры  новокуйбышевца М.Бедных («Тачанка», «Солдаты Конармии»  и др.).

    Творчество куйбышевских художников  1960-х – 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны представлено работами В.Кныжова «Вступление Красной Армии в Самару» (1969), В.Герасимова «1905 год», С.Федорова «Самарские комсомольцы 20-х годов» (1986) и «Месяц в Горках» Р.Баранова (1979-1980). В трагической обреченности больного вождя мирового пролетариата в картине «Месяц в Горках» явственно сквозит дух приближающейся Перестройки, переоценивающей многие явления советского времени.

     

    ул. Куйбышева, 92, «Мраморный зал»

     

    Вход на открытие выставки – бесплатный.

     

    В последующие дни:

    взрослый билет - 180р.
    льготный билет - 120р.