ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Выставки и мероприятия

    Выставка Зигмара Польке (Германия) «Музыка неизвестного происхождения»

    с 14 мая 2012 по 17 июня 2012

    Самарский областной художественный музей совместно с Институтом Гёте рады представить выставку «Музыка неизвестного происхождения» Зигмара Польке, одного из самых прославленных современных художников Германии. В экспозицию входят 60 рисунков гуашью1996 года размером 60х100 см. Серия принадлежит Институту зарубежных связей Штутгарта и выставлялась во многих музеях мира и России, в том числе в Русском музее в Петербурге.

    Зигмар Польке (1941- 2010) — один из крупнейших мастеров немецкого постмодернизма, классик искусства XX века. На прошлогодних аукционах цена на работы Польке достигла девяти миллионов долларов. Его художественные эксперименты включали работу с разными медиа, но больше всего он запомнился переосмыслением техник офорта, использованием необычных материалов и источников - от комиксов до газетных публикаций, адских химических составов, а также остроумными комментариями вроде «картины тоже обижаются, если на них никто не смотрит».

    С начала 60-х годов Польке обращался к взаимоотношениям художественной и объективной реальности, искусства и повседневности. При этом часто он занимал несколько дистанцированную, ироничную позицию, которая позволяла ему помимо постановки содержательных вопросов уделять также внимание форме и материальным техникам живописи. Некоторые его работы были созданы под влиянием галлюциногенных препаратов. Например, в 1986 году Польке произвел фурор на Венецианской биеннале, нарисовав на стене немецкого павильона абстрактную композицию «Котел алхимика», краски которой менялись в зависимости от света, влажности и температуры воздуха, а также и количества зрителей. За эту работу он получил «Золотого Льва» в области живописи. 

    Серия «Музыка неизвестного происхождения» - своеобразный дайджест творчества Польке, его любимых приемов и мотивов. Она отражает характерное для художника смешение техник и цитат из истории классического искусства и авангарда, его интерес к ранней немецкой гравюре, едкие комментарии к собственным работам. Польке, исходя из характера  гуаши – краски на водной основе, ставит в центр внимания следы капель и подтеков. Для него важную роль играют контролируемые и неконтролируемые результаты воздействия физических явлений. На эту не прогнозируемую текучесть следов краски художник накладывает как противоположность упорядоченную, поддающуюся расчету растровую систему. Кроме того, он наделяет работы абсурдно звучащими названиями, которые добавляют изображениям некоторую поэтическую ноту и являются характерными для всей художественной позиции Польке.

    «Польке снискал известность уже в середине 1960-х, когда вместе со своими товарищами, выпускниками Дюссельдорфской академии художеств, изобрел пародийное направление под названием "капиталистический реализм" (что-то вроде нашего соц-арта, только десятилетием раньше). Это был несколько противоестественный альянс идей американского поп-арта и социалистического реализма, с которым Польке, как выходец из Восточной Германии, имел свои счеты. Молодые художники вволю порезвились, издеваясь как над западным обществом потребления, так и над марксистской фразеологией. Их первая выставка прошла в мебельном магазине, где над диванами и креслами они повесили табличку "Поп-арт". В это время Польке придумал первого из своих лирических героев, картофелеголового человека, и на полном серьёзе исполнял произведения из настоящей рабоче-крестьянской картошки.

    Но настоящую славу ему принесла не картошка, а все-таки живопись, в которую он, как сорока в гнездо, ухитрялся напихать так много всего, что требуется немало времени и места, чтобы перечислить все источники его вдохновения — от средневековой немецкой гравюры до газетных фотографий. Гораздо удобнее назвать всю эту мешанину образов и манер "Музыкой неизвестного происхождения". Тем более что Польке всегда нравилось притворяться лишь медиумом, ретранслятором идей, приходящих к нему свыше. В 1970-е годы он рассказывал журналистам, что создает свои картины по результатам спиритических сеансов с великими художниками прошлого. В 1980-е сменил амплуа, прикинувшись алхимиком и магом, колдующим над природой пигментов. Составленные им краски меняли цвет на глазах изумленной публики — за этот аттракцион он получил первый приз на биеннале в Венеции.

    <…> Иронически-абсурдные названия работ как будто почерпнуты из журналов для домохозяек 1960-х годов: "Если под рукой нет рожка для обуви, можно надеть полуботинки при помощи обыкновенной столовой ложки" или "Пересоленную еду можно снова сделать съедобной, если постелить под ковер газетный лист". Такие же абсурдные коллажи представляют собой и изображения, которые, в свою очередь, как слова на музыку, положены на фантастические цветные фоны, напоминающие о "химическом" периоде художника. Польке не забыл и о своем фирменном крупногабаритном растре, который делает его персонажей похожими на больных ветрянкой, и об узнаваемых цитатах из наследия своих спиритических учителей — вроде Дюрера. Одним словом, в 40 листах создал собственную мини-ретроспективу, песнь о самом себе, стилизацию под себя. Что часто случается с классиками. И не вина Польке, что сегодня его работы выглядят как эпигонство. Не каждому художнику выпадает честь стать эпигоном себя самого».

    Милена Орлова, «Коммерсантъ»