ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Выставки и мероприятия



    Выставка «ЖИВУ и ВИЖУ» Произведения российских нонконформистов из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

    с 9 июля 2014 по 28 августа 2014

    Выставка «ЖИВУ и ВИЖУ» - это первая и единственная в Самаре демонстрация произведений мастеров российского искусства второй половины ХХ века из собрания Музея частных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В экспозицию вошло свыше 70 работ живописи, графики и фотографии классиков российского нонконформизма и раннего московского концептуализма. В их числе Эрик Булатов, Олег Васильев, Виктор Пивоваров, Франциско Инфантэ, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Оскар Рабин и другие. Почти все они в Самаре выставляются впервые.

    Булатов Э.В. Знак качества. 1984. Холст, масло.

    Это избранная часть обширного собрания, принадлежавшего поэту Всеволоду Некрасову (1934-2009 гг.). В 2011 году 325 работ из этого собрания были подарены Отделу личных коллекций ГМИИ им. Пушкина Галиной Зыковой и Еленой Пенской, наследниками поэта и его жены, Анны Ивановны Журавлевой.

    Булатов Э.В. То-то и оно. Россия/Франция. 1998. Бумага, карандаш.

    Шестеро участников выставки входят в 20-ку самых дорогих из ныне живущих российских художников. Произведения всех участников представлены в ведущих музеях России (Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), а также во многих музеях мира и известных частных коллекциях. Большинство из них представляют российскую версию концептуализма – то есть, искусства как рефлексии. Специфика московского концептуализма – в его работе с советской идеологией, пронизывающей все существование человека. Одни художники углублялись в иронию, другие – в метафизику. 

    Кабаков И.И. Прогулка на теплоходе.(Утренняя прогулка). Россия/США. 1970-е. Бумага, акварель, тушь.

    Из представленных на выставке авторов-концептуалистов наиболее известен живущий в Париже 80-летний живописец Эрик Булатов. После своего коллеги Ильи Кабакова, еще одного «патриарха» того же направления, Булатов является самым дорогим на данный момент российским художником (картина «Советский космос», аукцион Phillips, 2007 год - $1,6 млн). Булатов, во времена СССР успешно работавший иллюстратором детских книг в «Детгизе», параллельно явился теоретиком и практиком собственного индивидуального жанра, который он называл «критической картиной». Любая его зрелая картина – это «окно», создающее эффект глубины на плоскости. Он же довел до совершенства пластические возможности текста в картине (часто текстами были стихи Всеволода Некрасова). Текст у Булатова становится живописью, обретая пластичность, пространственность. Булатов – первый русский художник, чья персональная выставка прошла в Центре Помпиду в Париже. На выставке представлены ранние живописные опыты художника, относящиеся к периоду поиска им нового языка, а также графика, близкая его зрелому живописному творчеству.   

    Васильев О.В. Нина и Кира. 1980. Холст, масло.

    Помимо Булатова на выставке представлено творчество других ключевых представителей раннего московского концептуализма. Олег Васильев – художник, создававший в своих картинах так называемые «высо­кие и глубокие пространства», работая со светом. Виктор Пивоваров – также успешный иллюстратор детских книг, сотрудничавший с журналами «Мурзилка» и «Веселые картинки». Как и Кабаков, изобретатель жанра концептуалистского альбома, с 1982 года живет и работает в Праге. Франциско Инфанте – участник группы кинетистов «Движение», с 1970-х изображает геометрические формы, часто интегрированные в природный ландшафт. Принимал участие в самой первой Ширяевской биеннале современного искусства. 

    Пивоваров В.Д. [Социализм или смерть!]. Холст, масло.

    Также значительную часть экспозиции составляют произведения художников «Лианозовской группы» - Оскара Рабина, Евгения Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина. Несомненный лидер здесь – Оскар Рабин, организатор скандальной Бульдозерной выставки 1974 года. Первым в Советском Союзе стал продавать работы частным образом. В конце 70-х лишен советского гражданства, с тех пор также живет и работает в Париже. В 2006 году стал лауреатом премии «Инновация» за вклад в искусство. Метафизик Владимир Немухин – также один из участников Бульдозерной выставки, куратор (или инициатор) важных выставок 1980-х. Известен картинами и коллажами, обыгрывающими мотивы игральных карт.

    Немухин В.Н. Карты. Россия. 1964. Бумага, темпера, коллаж.

     

    О Всеволоде Некрасове и его коллекции       

        Всеволод Некрасов. 60-е. Фото из архивов Галины Зыковой и Елены Пенской.

    Всеволод Некрасов - русский поэт, теоретик искусства, один из лидеров «второго русского авангарда» и основателей московского концептуализма. Родился и жил в Москве. Учился на историко-филологическом факультете Московского городского педагогического института имени В.П.Потемкина. Входил в Лианозовскую группу поэтов и художников наряду с Генрихом Сапгиром, Яном Сатуновским и Игорем Холиным. До перестройки тексты Некрасова публиковались в самиздате, например, в альманахе «Синтаксис» (1959), журнале «37», и за границей, в журналах «Ковчег», «А-Я», сборнике «Аполлон-77» и др. Начиная с 1989 года вышли в свет семь книг его стихов и статей. Литературно-полемическая публицистика Некрасова в форме открытых писем опубликована в «Вестнике современного искусства «Цирк Олимп»» (Самара) в 1996 году. В 1960-1970-е годы Некрасовым был создан ряд так называемых  визуальных стихотворений, непосредственно смыкающихся с изобразительным искусством. Одно из них стало программным для его друга Эрика Булатова: ряд литографий и картин Булатова было вдохновлено стихотворным жизненным кредо поэта:

                                                   «Я ХОТЯ / НЕ ХОЧУ / И НЕ ИЩУ / ЖИВУ И ВИЖУ»         

    Коллекция Некрасова складывалась в течение почти 50 лет. Она не столько собиралась, сколько вырастала из жизни Всеволода Николаевича: за каждой работой, за каждым листом стоит дружба или взаимная симпатия с художником, иногда – творческое содружество с близкими по духу московскими художниками, имена которых связаны с направлением «другое искусство». Так, литографированная обложка для журнала «Синтаксис», выполненная Львом Кропивницким – не просто экспонат коллекции, но документальное свидетельство причастности Всеволода Некрасова к этому изданию, ставшему важной вехой в истории отечественной культуры.

    Всеволод Некрасов, Эрик Булатов, Игорь Холин. Фото из архивов Галины Зыковой и Елены Пенской.

    Общение с художниками было для Некрасова важной жизненной потребностью: в этом общении поэт не только черпал новые ощущения, но и под воздействием этих ощущений начал формироваться и его концепция творчества, обуславливающая лаконизм, скупости средств и глубокой, подчас трагической  образности.  Некрасов принимал участие в нескольких художественных выставках как поэт и искусствовед-теоретик.