Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Выставки и мероприятия



    Выставка Энцо Бабини (Италия) "Посвящение Данте"

    с 10 июля 2014 по 20 июля 2014


    Министерство культуры Самарской области

    ГБУК «Самарский областной художественный музей»

    Итальянский Институт Культуры в Москве

    Почетное консульство Италии в Самарской области и Республике Татарстан

    Банк Интеза

    представляют уникальную выставку "Посвящение Данте"

    Выставка «Посвящение Данте» представляет вниманию зрителя работы современного итальянского скульптора и керамиста Энцо Бабини (род. в 1946 г.) – терракотовые панно, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте. Энцо Бабини – итальянский скульптор и художник-керамист, получивший известность как автор оригинальных работ в керамике и бронзе. Участник международных и персональных выставок в Европе, Америке и Азии. Лауреат профессиональных премий, в том числе Абсолютной 1-й премии на Международном конкурсе керамического искусства «Метаморфозы человеческого тела от рассвета до заката: мифология, религия, наука» в г. Фаэнца (Италия).

    Работа над рельефами продолжалась пять лет, из которых только три он потратил на перевод рисунков в керамику, вчитываясь, вживаясь в действие самой поэмы. По признанию самого художника, за время работы он почти физически чувствовал себя третьим спутником Данте, наряду с Вергилием и Беатриче, в их путешествии в Ад, Чистилище и Рай. Количество панно в серии также не случайно: по числу частей и песен «Божественной комедии» 3 х 33, плюс одна иллюстрация «вводная» в поэму. Всего в этой коллекции 100 панно, каждое соответствует одной из ста песен «Божественной комедии». Осмотр стоит начинать по направлению против часовой стрелки – панно расположены в последовательности «Рай», «Чистилище», «Ад» — в соответствии с композицией произведения. В начале экспозиции – портрет Данте и его «Божественная комедия». Мастер ставил перед собой задачу не просто проиллюстрировать «Божественную комедию» (что было сделано уже не раз, начиная с первых рукописей поэмы), но выразить собственный «целостный» ответ на провокацию, вызов, звучащий в дантовском слове.

    «Поскольку в самом тексте «Ада» и «Чистилища» заключена возможность того, что сам Данте называл «зримой речью» («visibile parlare»), то руке и разуму Бабини удалось изобразить в едином пространстве своего «прочтения» целую песнь. Но наиболее ясно ощутимо совершенство работ Энцо Бабини в изображении «Рая», где художнику удалось достичь почти тактильного эффекта. <…> У Бабини, как это было в Средневековье, и как до сих пор происходит на Востоке, искусство онтологически не отличается от ремесла, и представляет собой способность создавать произведение, полностью отвечающее той цели, которую поставил перед собой. Учась у Данте, вслушиваясь в его слова, Энцо Бабини в конце концов и сам стал в какой-то мере «дантовским», и в формах его искусства мы видим доказательство и свидетельство его благодарности «Божественной комедии», что подарила ему полное, надежное и очень человеческое счастье, которое художник может выразить посредством изобразительного искусства».

    Марко Вельи, профессор отделения итальянистики Болонского университета

    Генеральный партнер выставки