ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Takabayashi M. У входа в храм

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Выставки и мероприятия

    Выставка Нели и Романа Коржовых "Поэзия отчужденности"

    с 2 ноября 2012 по 20 ноября 2012


    «Выставка «Поэзия отчужденности» - целостное высказывание двух художников. Она представляет совершенно новые работы – живопись и видеоарт. Пространство, время, память, познание мира через созерцание – содержательные константы Нели и Романа Коржовых (далее по тексту – НК и РК). Цветовое поле, линия, мазок, композиция – единицы их визуального синтаксиса. Питаясь энергетикой цветовых полей, минимализмом либо отсутствием предметного ряда, эти картины несут в себе больше, чем на них изображено.

    В новой серии работ НК продолжает работу с кинообразностью. Динамизм здесь достигает максимума – в качестве сюжетной основы серии избрана финальная сцена взрыва из фильма Антониони «Забриски пойнт». Взрыв – свободное парение распавшихся предметов на глубоком синем фоне. Серия представляет собой набор стоп-кадров этой сцены, взятых в нарочито плохом качестве, размытых, нечетких. Распались не только сами предметы, но и их изображения, сам кинообраз, запечатлевший их. Предметность продолжает «обживаться» в живописи НК, но лишь затем, чтобы, воплотившись в живописном образе, вновь развоплотиться, распасться на пиксели. Материальная фактура столь нематериальной единицы, как пиксель, сходство с которыми в ранних работах НК лишь угадывалось, в данном случае проблематизируется напрямую. «Живописность» этой фактуры дополняется краской, нанесенной поверх распечатанного на холсте принта. Единственное слово, появляющееся в новой серии – крупное «WHY», вплетенное в контрастную красно-синюю живописную ткань, возможно, самой яркой, заглавной картины новой серии.  

    И это вопрошание получает «ответ». В серию проникает иная – целостная предметность. Это прежде всего фотографическая образность. Пляж с одинокой фигурой, заснеженный берег реки, бегущая белая собака. Одинокая, безмолвная, спокойная природа впервые появляется в живописной истории НК. Будучи увиденной с относительной дистанции, она контрастирует с моделью близкого всматривания, доминировавшей в творчестве художницы прежде. Эти работы знаменуют частичный переход НК к более дистанцированной созерцательности, характерной для РК.

    РК на выставке представил новую серию «пустотных» видеопейзажей-редимейдов. Это найденные и нарочито случайные фрагменты мира. В них нет действия, сюжета. Главная черта видеоработ РК – неподвижность камеры, что подчеркивает эффект «значимого отсутствия» автора. В новых работах художник продолжает мотивы своего видео «Дефолт» 2010 года. Перед зрителем предстают молчаливые, лишенные людей черно-белые ландшафты и интерьеры Флоренции, Тосканы, Самары, впрочем, демонстративно условные, деперсонифицированные. Минимальный сюжет сведен к единому однообразному действию, будь то льющаяся вода, бьющий фонтан или работающий вентилятор. Контрастные тени и итальянская тема напоминают Де Кирико, но без сюрреализма. Художник сознательно растворяется в ландшафтах, пытаясь почти полностью устраниться, дав им возможность «самовысказаться» в молчании. Но зритель видит лишь немую пустоту. Эти глубокие, объемные и безлюдные пейзажи, упорядоченные идеальным горизонтом, являют собой, возможно, самую убедительную материализацию пустоты в творчестве РК. 

    Своеобразный постскриптум к выставке представляют сделанные НК фотофрагменты известной фрески Мазаччо «Изгнание из рая» из флорентийской церкви Санта-Мария Дель Кармине. Это крупный (и также нарочито нечеткий) план ступней идущих Адама и Евы – подернутых дымкой, почти бестелесных. Так теме катастрофы, заявленной взрывом, противопоставляется мирный исход, escape в неизвестность. И здесь в творчество НК проникает прежде несвойственный ему символизм, открывающий обширное поле для далеко идущих интерпретаций». 

    Константин Зацепин

    Электронная версия каталога выставки:

    http://issuu.com/korzhovs/docs/poetry_of_detachment

     

    О художниках

     

    Неля и Роман Коржовы

    1963, 1964 годов рождения (соответственно), живут и работают в Самаре.

    Учились в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого (1981-85).

    Стипендиаты программы для художников города Штуттгарта (Германия,1999 г.)

    Стипендиаты программы Института международных отношений Германии для кураторов (IFA, Stuttgart, 2001 год).

    1997 - Организовали Самарский региональный общественный благотворительный фонд "Центр Современного Искусства", (Р. Коржов - председатель, Н. Коржова - арт-директор)

    Кураторы многих проектов и программ современного искусства.

    С 2007 года работают в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства /Самара/.

    1999 - Организовали международную Ширяевскую биеннале современного искусства «: между Европой и Азией», http://www.shiryaevo-biennale.ru  Роман Коржов – комиссар, Неля Коржова – куратор.

    2011 год, VII ШБ - «Чужестранцы: между Европой и Азией»

    2009 год, VI ШБ - «Америка: между Европой и Азией»

    2007 год, V ШБ - «Дом: между Европой и Азией»

    2005 год, IV ШБ - «Любовь: между Европой и Азией»

    2003 год, IIIШБ - «Еда: между Европой и Азией»

    2001 год, IIШБ - «Тактильность: между Европой и Азией»

    1999 год, IШБ - «Провинция: между Европой и Азией»

    2011, 2007, 2005 – номинанты премии «Инновация» Государственного центра современного искусства.

    С 1989 года принимают участие в выставках в России, Германии, Франции, Италии, Польше, Швеции, Эстонии.

    Работы находятся в Самарском художественном музее, частных собраниях России, Германии, Франции.

     

    Избранные проекты:

    2012 - «Поэзия отчужденности», персональная выставка, Самарский областной художественный музей

    Выставка «Течения. Самарский авангард 1960 — 2012», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. Алабина

    2012 – 2002 – «Кальковые проекты»

    Самарский областной историко –краеведческий  музей им П. В.Алабина,

    Самарский областной художественный музей,

    Центральный Дом Художника, Арт Москва,

    2 Московской биеннале / параллельная программа

    Самарский Государственный Аэрокосмическийом Университете.

    Государственного центра современного искусства/ Москва,

    Stuttgarter Kunstverein e. V. Штутгарт

    Фестиваль малых архитектурных форм города Пенза

    2012 - 2011 - Международный фестиваль «Улица, как музей, музей, как улица»

    http://street-museum-street.ru/

    2010 -«Тело пейзажа», персональная выставка, Самарский областной художественный музей,  http://issuu.com/korzhovs/docs/landbo

    2009  Проект «Фильм»,

    художественная галерея города Пярну,Эстония.

    галерея Stuttgarter Kunstverein e.V. г. Штуттгарт, Германия

    2008-1998 - «Экология восприятия», международный фестиваль современного искусства на остановках городского транспорта города Самара

    2003-4 - «Девять месяцев чувств» - социо-художественный проект, выставки в музеях Чебоксары, Ульяновска, Кирова, Самары

    2001 - «Искусство коммуникации», «Оболочка повседневности», художественный проекты в рамках программы Института Международных Отношений Германии для кураторов, IfA, Штуттгарт, Германия.

    2001 - «Фашизм now», социо-художественный проект, /Самара, Чапаевск, Ульяновск/ 

    1997 - «Сквозь Форму», международная выставка,  Самарский областной художественный музей

    1995 – «Открытые пространства», выставка живописи, Самарский областной художественный музей.

    1993 – «Поля и структуры», персональная выставка живописи Дом Культуры «Аврора», Самара