ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Takabayashi M. У входа в храм

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    Друзья! Поздравляем вас с днем святого Георгия Победоносца!

    с 6 мая 2019 по 6 мая 2019

    Друзья! Поздравляем вас с днем святого Георгия Победоносца!

    Древнейшие из известных изображений святого Георгия относятся к VI веку. К этому времени были сформированы два основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный).

    Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. В памятниках русского искусства встречаются изображения Георгия со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом, отражающие пласт народного почитания великомученика. Особое почитание Г. на Руси связано с именем вел. киевского кн. Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий.

    В экспозиции Самарского областного художественного музея представлено редкое ростовое изображение  Георгия воина в молении с мучеником Миной (XVIIв), без характерных атрибутов (креста и оружия). В коллекцию музея входит также изображение  св. Георгия, поражающего копьем змея, с  усложненной иконографией, обогащенной новыми деталями. Данная тенденция в искусстве наблюдается с конца XV - нач. XVI века. Появляется фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу Георгия. Тонкое копье святого воина венчает крест, смещающий акцент с земного и материального на духовный аспект подвига - это прежде всего духовная победа, которая свершается силой веры. Согласно преданию, Георгий убивает копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Берите (совр. Бейрут). Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий - воин на коне (без змея); Георгий - змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком»). Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура которых была ближе к народным традициям, особенно в М. Азии, Южной Италии и Древней Руси.

     

    Образ Георгия -змееборца был известен в Киевской Руси уже во 2-й половине XI - нач. XII века. (по материалам http://www.pravenc.ru/text/162188.html#part_16)

    Команда проекта "Белое воинство".