ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Великие Маковские»

    с 1 августа 2019 по 29 сентября 2019

     

    Выставка «Великие Маковские» посвящена творческой династии Маковских. Это первый в истории совместный выставочный проект четырех музеев Поволжья. Помимо Самарского областного художественного музея, в нём принимают участие ведущие музеи Поволжья – Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева, Нижегородский государственный и Ульяновский областной художественные музеи.

    Маковские – члены большой творческой семьи во главе с Егором Ивановичем Маковским (1802-1886). Он известен как коллекционер и страстный любитель искусства, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Трое сыновей – Константин, Владимир, Николай и дочь Александра стали художниками.

    На выставке в Мраморном зале Самарского художественного музея экспонируются живопись и графика трех наиболее известных представителей династии Маковских – Владимира, Константина и Александра – всего 44 работы.

    Владимир Егорович Маковский (1846-1920) – один из крупнейших русских жанристов, автор портретов современников. Последователь идей демократического реализма, продолжатель традиций П.А.Федотова и В.Г.Перова, Маковский по-своему велик на избранном пути, с которого он никогда не сворачивал. Среди произведений 1870-х гг. на выставке можно увидеть эскизы к картинам «У острога», «Варят варенье», холсты «Получение пенсии», «Крестьянка в поле».

    Наиболее же ярко Владимир Маковский представлен на выставке полотнами, созданными на рубеже ХIХ –  ХХ вв. Они происходят из собрания самарских купцов Шихобаловых («Две сестры», «Прощание. К венцу», «Две матери»). Экспонируются также его портреты  - известного коллекционера, владельца Цветковской галереи И.Е.Цветкова (1905), его брата, доктора А.Е. Цветкова (1911)., а также самарского купца Л.С.Аржанова.

    Константин Егорович Маковский (1839– 1915) известен как яркий представитель академического стиля, автор салонных портретов, образно говоря, один из основоположников отечественного «гламура» во второй пол. ХIХ века. После поездки в Египет и Сербию в 1870-х., он испытал особенный интерес к ориентализму. Среди всех его холстов выделяются работы, написанные Константином Маковским во время поездки в Италию и Францию в 1904 году - «Модели в ожидании художника (Греющиеся итальянцы)», «Итальянский мальчик» и «Бретонки». В заказных портретах автор откровенно любуется женственностью своих моделей, богатством украшенных драгоценными каменьями костюмов - «Боярышня у окна» (1910),  «Боярышня. За чаем» (1914).

    Александр Маковский, сын Владимира Егоровича Маковского (1869–1924), менее известен любителям искусства. Существенной стороной пейзажных работ художника является тихая, скрупулезная сосредоточенность на избранном мотиве, лиризм. Самой значительной работой Александра Маковского на выставке стала картина «На пасеке» (1916), поступившая из шихобаловского собрания.

    Всматриваясь в сложный ландшафт отечественного искусства второй половины ХIХ – первого двадцатилетия ХХ века, мы видим, что Маковские заняли здесь свою особую территорию, их творческая деятельность охватывает большой временной промежуток, они не теряются на фоне своих современников – великих и малых, давая в своей художественной практике ответы на вопросы, сформулированные этим временем – каждый по-своему. Русскую национальную тему они раскрыли как бы с разных сторон, один – как всеми признанный, обстоятельный критический реалист, другой – как художник академического направления с уклоном в сферу салонной живописи, третий – как пленэрист, пейзажист, близкий отечественному импрессионизму. Представители одной творческой династии, они велики и по объему своего оставленного нам творческого наследия в целом, ведь в русском языке слово «великий» имеет еще одно существенное значение – «большой».

    Вход на церемонию открытия - свободный.

    Стоимость билета в последующие дни работы музея:
    Полный - 250 руб.
    Льготный - 150 руб.