ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Takabayashi M. У входа в храм

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Выставки и мероприятия

    Человек всегда мечтает о полете…

    с 1 апреля 2021 по 1 августа 2021

     

    Нет, не птицы мы, не птицы!
    Но душа летать стремится
    За пределы, за границы,
    К тайне неба, в облака.

    Евгения Ткалич

     

    В 2021 году весь мир отмечает 60-летие полета человека в космос. К этой дате Самарский областной художественный музей подготовил виртуальную выставку из своего собрания. На ней представлены графические листы периода 1960-1980-х годов, когда люди практически бредили космосом, верили в близкие межпланетные полеты и уже представляли себе контакты с внеземными цивилизациями.

    Космос всегда завораживал людей. Он одновременно притягивал и отталкивал своей таинственностью и недостижимостью. С самых древних времен сохранилась вера в мистическую силу звезд. Практически во всех культурах можно найти бога, олицетворяющего собой Солнце, дающее свет и тепло. Небесным телам молились, веря, что звезды могут внести больше определенности в судьбу человека.

    С давних времен устремляя взгляд в небо, люди мечтали оторваться от земли и парить вместе с птицами или подняться ввысь к звездам. Этот сюжет часто встречается в сказках и мифах. Один из самых известных – миф об Икаре, который поднялся к солнцу на крыльях из перьев, скрепленных воском. Но взлетел слишком высоко, воск растаял и юноша упал в море.

    Современное прочтение мифа представил Анатолий Петрович Плахов (1939-1979) в листе «Человек всегда мечтает о полете: (1979). Босоногий деревенский мальчишка, смастерив из подручных материалов крылья, решил полететь с церковной колокольни и сорвался вниз. В его жизни был только один полет под вздохи односельчан. А справа художник изобразил схему развития летательных аппаратов: воздушный шар – XVIII век, аэроплан – XIX век и самолет – ХХ век. Резкие штрихи, тревожное сочетание красного и синего, глубокие тени передают трагизм полета.

    В ХХ веке началось активное освоение воздушного пространства. Героями эпохи становятся летчики, покорявшие небо, преодолевавшие трудности и совершавшие новые достижения и рекорды. На глазах реализовывались вековые мечты о полетах. Многих мальчишек привлекала романтика покорителей неба.

    В двух лубках 1930-х годов мы видим ребят, которые мастерят модели самолетов (Соколов-Скаля П.П. «Будущие летчики», 1931) и участвуют в соревнованиях по дальности полета их творений (Вейдеман К.Я. «Будущие летчики», 1931). Каждый из них мечтает, что в будущем будет парить в небесах, совершать полеты в дальние страны.

    Интерес к теме покорения космического пространства возрос после первого запуска искусственного спутника 1957 году, затем после полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире успешный полет. Оборот вокруг планеты Земля длился 108 минут. За это время мечта о покорении космоса перестала быть несбыточной.

    С этого момента тема космоса проникает во все отрасли, в том числе в дизайн бытовых предметов. В моду входят блестящие мерцающие ткани, появляется пылесос «Ракета», телевизор «Спутник». На каждой детской площадке стояла горка в виде ракеты. О космосе писались книги («Незнайка на Луне» Н. Носова, «Приключения Алисы» К. Булычева), песни («Трава у дома» музыка В. Мигули на стихи А. Поперечного), стихи, снимались фильмы (мультфильм «Тайна Третьей Планеты», кинофильм «Укрощение огня», «Солярис», «Через тернии к звездам»).

    Стали популярны книги о космосе, а на них – книжные знаки, указывающие владельца. Михаил Филиппович Аверьянов (1926)создал более 90 экслибрисов. Многие из них связаны с небом, звездами и полетами. На экслибрисе Л.А. Подлесной (1976) юноша среди звезд играет планетой как мячом. На листе, посвященном А. Логвиненко, отважный самолет на пути к звездам преодолевает природные стихии: бурю, молнии и дождь.

    Благодаря запуску космических спутников территории, отдаленные от центра страны, получили связь с миром. Это воспринималось как современное чудо ставшее явью. На самой известной работе якутского художника Афанасия Петровича Мунхалова (1935-2014) «Слушают мир» (1966) двое уютно устроились возле приемника, а вокруг них вращаются планеты, солнце и искусственные спутники Земли. Здесь тонкий лиризм сочетается с мудростью и философской глубиной.

    Работа А.П. Муналова показывает насколько меняется обыденная жизнь людей. В тайге, в тундре, на реке и на море в любое время стало возможным поймать новости, послушать радиопередачи с прогнозом погоды.

    Будни пилотов стали интересовать всех, ведь из них набирали космонавтов, да и предполетная подготовка была так схожа. На своих самолетах они преодолевали тяготение земли и сверхзвуковое пространство. На серии работ 1965 года Константин Федорович Печуричко (1931-2016) представлены моменты предполетной подготовки, экстренного ночного вылета и особой спецфизкультуры, готовившей человека к усиленной нагрузке во время взлета. Листы, выполненные в технике офорта и сухой иглы (разновидность офорта без травления кислотой) скупыми линиями. Они передают напряженность и героизм космонавтов.

    Мощный прорыв в развитии новых космических технологий, научные открытия расширили представления людей о пространстве и времени, создавали ощущение безграничных возможностей науки. Распространение высшего образования и развитие научных институтов порождают новых героев – студентов и ученых, людей нового поколения.

    Глебова Эмилия Ивановна (1939-2015) создавала литографии на тему науки, изображая молодых людей возле доски, решающих сложные уравнения («Молодые ученые», 1960), смешивающих реактивы в стеклянных сосудах замысловатой формы («Химики», 1960-е) или сосредоточенно размышляющих возле панелей сложных приборов («Физики», 1960-е). Творческие устремления народа в тот период воплощались в фигуре ученого.

    Тесную связь космоса с землей показывает на своих работах Анатолий Петрович Плахов. В листе «Связь с Землей» (1979) как единое целое представлены наземные установки с человеком в открытом пространстве. В другом листе («В открытом космосе», 1979) причудливо переплетаются представления древних о звездах как о мифических существах и современное изучение космоса.

    Борис Леонидович Смертин (1947-1993) воспринимает космический полет как «Вызов» (1983), подчеркивая трагическое желание достичь недосягаемой выси, постичь бесконечность пространства. Его листы на фоне общей романтической окрашенности космической темы подчеркивают мрачную загадочность и опасность полета.

    Часто художники размышляли, как должен измениться мир с началом «космической эры», придумывали возможные варианты развития техники и окружающего пространства, как это делает Генрих Тадеушевич Стопа (1936-2015). Он входил в комиссию художников-космистов, организованную в конце 1980-х годов при Правлении Союза художников СССР, регулярно посещал космодром Байконур, чтобы рисовать с натуры будни отечественных космонавтов. В листе «Земля. Космос» (1982) оптимистичным золотистым цветом на фоне синего звездного неба изображена футуристическая картина мира, заполненного всевозможными летательными аппаратами и передающими устройствами. Здесь Космос представлен как некий живой и подвижный организм.

    Человек всегда мечтал о полете, а ХХ век воплотил ее. Это нашло отражение в произведениях искусства, а после памятного полета Юрия Гагарина мы все ощущаем фактор «присутствия космоса» в нашей жизни.

    Салихова Р.С., зав. отделом хранения СОХМ

     

     

    Соколов-Скаля Павел Петрович. 1899-1961

    Лубок«Будущие летчики». 1931. Изогиз

    Бумага, печать

     

    Вейдеман Карл Янович. 1897-1938

    Лубок «Будущие летчики», 1931. ОГИЗ-ИЗОГИЗ

    Бумага, печать

     

    Аверьянов Михаил Филиппович. 1926 г.р.

    Экслибрис А. Логвиненко. 1970-е

    Бумага, ксилография

     

    Аверьянов Михаил Филиппович. 1926 г.р.

    Экслибрис Л.А. Подлесной. 1976

    Бумага, ксилография

     

    Аверьянов Михаил Филиппович. 1926 г.р.

    Экслибрис П.М. Шалимова. 1976

    Бумага, ксилография

     

    Мунхалов Афанасий Петрович. 1935-2014.

    Слушают мир. Серия «Мой север». 1966

    Бумага, линогравюра

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    С аэродрома. 1965

    Бумага, сухая игла

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    Сверхзвуковики. 1965

    Бумага, сухая игла, акватинта

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    Спецфизкультура. 1965

    Бумага, сухая игла

     

    Печуричко Константин Фёдорович. 1931-2016

    Ночной вылет. 1965

    Бумага, офорт, акватинта

     

    Глебова Эмилия Ивановна. 1939-2015

    Молодые ученые. 1960

    Бумага, автолитография

     

    Глебова Эмилия Ивановна. 1939-2015

    Физики. 1960-е

    Бумага, автолитография цветная

     

    Глебова Эмилия Ивановна. 1939-2015

    Химики. 1960-е

    Бумага, автолитография цветная

     

    Смирнов Вячеслав Семенович. 1937 г.р.

    Первые космические старты. 1983

    Бумага, автолитография цветная

     

    Плахов Анатолий Петрович. 1939-1979

    Связь с землей. 1979

    Бумага, офорт, линогравюра цветная

     

    Плахов Анатолий Петрович. 1939-1979

    В открытом космосе. 1979

    Бумага, офорт, линогравюра цветная

     

    Плахов Анатолий Петрович. 1939-1979

    Человек всегда мечтает о полете. 1979

    Бумага, линогравюра цветная, офорт

     

    Гречина Ольга Николаевна. 1947 г.р.

    К далеким мирам. 1978

    Бумага, автолитография цветная

    Пост. в 2007 из старых поступлений, передача

     

    Смертин Борис Леонидович. 1947-1993

    Вызов. 1983

    Бумага, офорт

     

    Стопа Генрих Тадеушевич. 1936-2015

    Земля. Космос. 1982

    Бумага, линогравюра цветная