ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Выставки и мероприятия

    Венир Кныжов – свидетель времени, к 90-летию со дня рождения

    с 10 июня 2021 по 18 июля 2021

     

    В.Р. Кныжов родился 2 ноября 1930 года во Владимирской области, когда ему исполнилось пять лет, он вместе с матерью    переехал в город Ковров, где на заводе им. К.О. Киркижа работал отец.  В 1941 году завод эвакуировали на Волгу, в город Куйбышев. Здесь в изостудии при заводе «Металлист» мальчик получил первые уроки рисования. Закончив семь классов в 1947 году, Венир уезжает в Пензу, поступает в Пензенское художественное училище имени К.А.Савицкого.

     

     

    В 1957 году становится студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

    После окончания института вернулся в Куйбышев, работал в мастерской  Художественного фонда.

    В творчестве Кныжова ведущей становится тема Великой Отечественной войны. Художники-шестидесятники, знавшие о войне по рассказам отцов, трактуют эту тему иначе, чем их предшественники: в их картинах нет сцен сражений, ужасов оккупации, нет радости и объятий боевых товарищей. В военных картинах Кныжова нет главного героя, художник через образы безымянных солдат и партизан пытается передать эмоциональную атмосферу времени.  Живопись здесь под стать сюжету: сурово-монохромная, с преобладающим землистым колоритом.

     

    Дорогами войны. 1985-1989

     

    Вступление Красной Армии в Самару. 1969

     

    На протяжении творческого пути художник писал портреты своих современников. Это люди - разные по возрасту и роду занятий, юноши и девушки, но все они задумчивы, погружены в себя, сосредоточенны, обладающие внутренним благородством и достоинством. Можно сказать, что у автора сложился вполне определенный тип портрета: поколенное или поясное изображение фигуры на фоне пейзажа или в интерьере.

     

    Девочка с мишкой. 1975

     

    Девушка с платком, 1974 г.

     

    Сельский кузнец Григорьев М. 1979

     

    Художники  как летописцы эпохи  должны были отражать значимые для города и страны события, запечатлевать стройки века. Когда в 1987 году был открыт Куйбышевский метрополитен, Кныжов написал портрет бригадира проходчиков - Ю.С. Султангареева (1986).

    Кныжова всегда привлекала красота волжских берегов, он не раз писал Молодецкий курган и любимую им Бахилову поляну. В 1970-е годы именно в пейзаже художник активно экспериментирует с цветом, применяя приемы французских постимпрессионистов.  Смело звучат терпкие, горячие желто-оранжевые оттенки заволжской осени - «Вечер в Жигулях» (1977), «Бахилова Поляна» (1974), «Осенний день в Жигулях» (1970-е).

     

    Пейзаж с лодкой. Конец 60-х - начало 70-х

     

    Кныжов много ездил по стране. В 1961 году он проходил практику  на Кавказе, собирал материалы для своих будущих работ. Пейзажи Кавказских гор, созданные в разные годы, не только впечатляют суровым величием, но и обладают романтической притягательностью.

     

    Сосны в горах. 1970-е

     

    На протяжение 1970-х и 1980-х годов художник не раз посещал Болгарию. Специально для города-побратима Самары –  Стара-Загоры была написана картина «Проводы Самарского знамени в Болгарию» (1986).

    Венир Романович Кныжов был не только одаренным художником, но и талантливым педагогом. Он стал инициатором и одним из основателей в 1964 году вечерней художественной школы, затем художественного училища, где долгое время преподавал, составлял учебные программы по рисунку, живописи и композиции.

    Венир Романович был любимым преподавателем в вечерней художественной школе.  Среди  его учеников можно назвать  Н.В. Ельцова, Г.М. Мисюк, О.А. Баканову, С.М. Гриднева, А.В. Кныжова и многих других.

    В 1971 году за творческую и педагогическую деятельность художник был награжден орденом «Знак Почета».

    В.Р. Кныжов стал заметной фигурой в истории Самарского изобразительного искусства. Он относился к тому типу художников, которые верили в этическую и эстетическую  силу искусства. Относясь к творческому процессу серьезно и вдумчиво, никогда не останавливался на достигнутом. «Ищите себя, свой язык, думайте, размышляйте»,  – эти советы он давал своим ученикам,  они же и являлись основой его творческого кредо.  

     

    Открытие 10 июня в 18:00. Вход свободный