ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Выставки и мероприятия



    Выставка живописи "Константин Коровин. Русский импрессионизм"

    с 26 ноября 2015 по 24 января 2016

    Цена билетов:
    Для взрослых - 200 рублей
    Для студентов, пенсионеров, школьников - 150 рублей
    Для студентов, пенсионеров, школьников в группах (от 10 чел.) - 100 рублей  

    Выставка включает 27 картин известного русского живописца, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х годов, а также работы его современников, членов «Союза русских художников», Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других.

    Выставка проводится в рамках исполнения соглашения о создании «Культурно-выставочного центра» Государственного Русского музея в Самарском областном художественном музее и является первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре.

    Свежесть и непосредственность восприятия зримого мира, свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Константину Коровину (1861-1939) заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма. Начав свой путь с позиций передвижнического реализма, Коровин, благодаря приобщению к общеевропейскому  художественному наследию, к искусству барбизонцев и импрессионизму, сумел их преодолеть. С импрессионистами его роднит  жизнеутверждающий пафос и верность натуре, в основе которой лежал принцип  равнозначности всего изображаемого художником. Но, в отличие от аналитических задач, которые ставили перед собой импрессионисты, Коровин стремился к тому, чтобы «выходила не живопись, а музыка». Его чувственная, эпикурейская натура стремилась наполнить произведение богатым эмоциональным содержанием.

    К. Коровин "На берегу моря". 1910, х.,м. Из коллекции ГРМ

    Южная природа усиливала яркость и декоративность палитры художника. Коровин жадно стремился схватить ее изменчивую красочность. Картины «На берегу моря» (1910), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1914) наполнены светом, воздухом, живописная стихия в них как бы вибрирует, дышит, постепенно замещаясь световым миражем. В работах 1910-х – 1920-х гг. все более нарастает качество, точно названное А.Бенуа «фееричностью» («Базар», 1916).

    К. Коровин, "Пристань в Гурзуфе". 1914, х., м. Из коллекции ГРМ

    Пейзажи европейских городов – Парижа («Париж 14 июля», 1 пол. 1900-х), Марселя, Виши («В Виши», 1911) – чаще всего романтические ноктюрны, причудливо соединяющие естественный и природный свет. Париж в интерпретации художника – «праздник, который всегда с тобой».

    В своих деревенских пейзажах Коровин идет по стопам Саврасова и Левитана, создавая новый тип пейзажа – пейзаж-настроение, «пейзаж  весны, талого снега, вечера, осени», проникнутый чувством любви к родной земле. Таковы работы «Дорога. Звенигород» (1891), «На Сенежском озере» (1898), «Уголок провинции (Улица в Переславле)» (1905), «Улица в деревне» (1905), «Осень. Островки» (1912), «Ветер» (1916), «Деревня. Осень», 1917; «Весна» (1917), «Сельский пейзаж с мостом» (1919).

    Особое место в творчестве художника заняла тема русского Севера, на выставке она представлена работами «Поморы» (эскиз для одноименной картины 1894 г.), «На Севере» (1899), «Пристань в Архангельске» (1 пол. 1890-х), с их цветовой сдержанностью, почти монохромностью. Здесь доминирует темная, бархатистая  тональность с переходом к серебристости.

    С 1900-х гг. натюрморт становится одним из ведущих жанров в творчестве Коровина. Его интересуют декоративные эффекты, музыка общего, сопоставление различных по фактуре предметов. Здесь с яркостью проявляется гедонизм творчества мастера («Сирень», 1915; «Рыбы», 1916).

    К. Коровин, "Сирень". 1915, х., м. Из коллекции ГРМ

    Характер творческих поисков художника раскрывают и включенные в экспозицию произведения театрально-декорационного искусства. Это «Град-столица», 1911 - эскиз декорации для постановки балета Ц.Пуни «Конек-Горбунок» на сцене Мариинского театра в Петербурге  и «Палата царского дворца в Тмутаракани», 1912 - эскиз декорации для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сцене Большого  театра  в Москве. Театральная тема продолжена и «Портретом неизвестного в театральном костюме» (нач. 1890-х гг.), который, предположительно, является изображением старшего сына С.И.Мамонтова, С.С.Мамонтова – журналиста, драматурга, художественного критика, принимавшего участие в домашних постановках Абрамцевского кружка.

    На выставке представлены также произведения современников и сподвижников Коровина по «Союзу русских художников», продолжающих традиции  отечественного импрессионизма – в основном, это лирические пейзажи, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма.

    А. Архипов, "Радоница". Х., м. Из коллекции ГРМ