ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • История

     

    25 апреля (12 апреля по новому стилю) 1897 года считается официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее в Самаре. Основатель коллекции – самарский купец, владелец писчебумажного магазина, художник-пейзажист и организатор выставок Константин Головкин (1871-1925). Именно Головкиным от имени Городского головы П.А.Арапова в 1898 году было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой прислать в дар музею свои произведения. Первыми откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств. В 1898 году выслали свои дипломные картины П.К.Вениг ("Прикованный Прометей"); А.А.Жаравова ("Федор Басманов с головой казненного Колычева у митрополита Филарета") и Е.И.Столица ("В июле").

    В 1898–1909 годах коллекция пополнилась работами М.В. Нестерова (этюд к картине "Юность преподобного Сергия"), А.К.Беггрова ("Кронштадтская пристань"), В.Н.Бакшеева ("Среди природы" и "Весною. На крыльце"), К.Ф.Юона ("Апрельское утро"). Количество живописных произведений в 1911 году превысило 130 единиц.

    В художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских коллекционеров (П.Шихобалова, А.Елшина, С.Пермякова, К.Головкина, В.Арапова, А.фон Вакано, А.Клафтона, Ф. Яковлева) принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока.

    С 1918 по 1937 годы в фонды музея на временное (как оказалось в дальнейшем, на постоянное) хранение было сдано большое количество первоклассных произведений из частных коллекций. В 1918 году по рекомендации В.В.Гундобина было привезено собрание русской живописи XIX — начала XX века, принадлежавшее купцу П.И.Шихобалову. Это полотна И.Е.Репина "Король Альберт" и "Композитор Рубинштейн", "Две матери" и "К венцу" В.Е.Маковского "Модели в ожидании художника" К.Е.Маковского, а также произведения В.Д.Поленова, К.Я.Крыжицкого, В.И.Сурикова, Н.А.Ярошенко. Ныне они являются основой постоянной экспозиции.

    В это же время П.И.Каменновым на хранение в музей было сдано 61 произведение русской и западноевропейской живописи, керамики и графики. Среди них копии с Рембрандта и Снайдерса; подлинные произведения К.Е.Маковского "Бретонки" и "Итальянский мальчик"; акварели Федорова-Керченского, гобелены, вазы. Из магазина Черткова (ранее принадлежавшего Головкину) поступили оставшиеся там пейзажи самого Константина Павловича, картина Т.Ф.Рис "Мальчик-продавец", витрины, гобелены, большое количество произведений из стекла и фарфора.

    В 1917-1918 годах начал активно формироваться отдел древнерусского искусства. От одного только заведующего музеем Ф.Т.Яковлева поступило свыше 1000 предметов: его собрание икон, медного литья и старопечатных книг. Эта коллекция быстро пополнялась дарами.

    На протяжении нескольких последующих лет главным источником пополнения музейных коллекций были поступления из московского и петроградского отделений Государственного музейного фонда (ГМФ). В конце 1919 года в музей было принято 38 произведений прикладного искусства Японии, Китая, а также скульптуры из бронзы и мрамора от "австро-венгерской подданной Марии Игнатьевны Баредер" — жены А.Ф. фон Вакано.

    В 1920 году в собрание от Совнархоза поступает около 1000 экспонатов — коллекция бывшего владельца Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. фон Вакано. Она комплектовалась во время многочисленных поездок за рубеж с 1899 по 1915 год. Примечательно, что он оказался одним из последних коллекционеров, который в 1913 году привез в Россию памятники Древнего Египта. Их подлинность подтверждалась двумя документами, подписанными директором Каирского музея Гастоном Масперо. Из коллекций фон Вакано в музее находится 345 предметов.

    В 1925 году из центрального хранилища ГМФ поступило двенадцать произведений из бывших знаменитых коллекций: картины Г.Брокара, Н.Гучкова, Д.Высоцкого, Боткина и Английского клуба. В том же году из закрывшегося Бугурусланского музея (Самарской губернии) было вывезено 24 произведения: картины и предметы прикладного искусства. В этот список вошли две работы художника И.Смирновского, портреты Нагаткиных и несколько копийных произведений XVIII века.

    В 1936-1937 годах благодаря бывшему ученому секретарю Эрмитажа М.Д.Философову, высланному из Ленинграда по обвинению в контрреволюционной деятельности и заведовавшему художественным отделом музея. Получили авторство многие замечательные полотна из западноевропейского собрания. Он расшифровал и перевел подписи многих художников: Ведекинда, Гераша, Гурлитта, Штадемана, Рейкорта, Хемскерка, Розенберга и других. Атрибуции Философова точны и используются до сих пор.

    В январе 1937 года художественный отдел был преобразован в самостоятельный краевой (позднее областной) художественный музей. Его коллекция была переведена в новое здание Дворца культуры им. В.В.Куйбышева (пл. Куйбышева 1), построенного на месте взорванного кафедрального собора на главной площади города. Для посетителей музей открылся 28 марта 1939 года.

    Середина 30-х годов отмечена большой потерей — собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Гохран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. Из переданных при разделе коллекций в художественный музей экспонатов (которые также были частично уничтожены в конце 30-х годов) осталось всего 85.

    Такая же участь едва не постигла произведения художников-авангардистов начала XX века, поступившие в музей с 1919 по 1929 год. Созданная в августе 1953 года комиссия, возглавленная Н.Н.Головановым, рекомендовала к уничтожению около 400 работ, среди которых более 100 — произведения русского авангарда. К счастью, после смерти Сталина изменилась ситуация в стране и сотрудникам музея удалось сохранить эти работы.

    В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт для посетителей, а картины убраны в запасники. На организованных в эти годы 14-ти выставках, посвященных Отечественной войне, музеем приобретались картины К.Г.Савицкого, В.П.Ефанова и И.П.Цыбульника; скульптуры В.П.Акимова и А.В.Грубе. У эвакуированных в Куйбышев москвичей и ленинградцев приобретались и произведения художников XIX — начала XX века.

    С конца 1947 по 1953 годы директором музея был вернувшийся с фронта В.И.Володин. Это были годы активной собирательской работы. При этом в музей поступали не только художественные произведения, но и архивы художников: письма, дневники, фотографии.

    В послевоенные годы из фондов Русского музея было передано авторское повторение "Аричча" М.И.Лебедева, неоконченный "Портрет великой княжны Ольги Николаевны" К.П.Брюллова и "Пейзаж с лодками" И.Е.Репина, написанный им в 1870 году на Волге, у села Ширяев Буерак. Из Саратовского музея им. Радищева в наше собрание в 1954 году поступило 10 живописных произведений, отобранных директором музея А.Н.Михраняном. Среди них — "Портрет Юрьевича" Ф.А.Моллера, "Рыбак" И.С.Галкина и "Портрет Екатерины I" неизвестного художника XVIII века и другие.

    В 1954 году А.Я.Басс (с 1958 по 2005 годы — директор музея) занялась восполнением явных пробелов в коллекции: требовалось расширить отделы русского искусства XVIII и первой половины XIX века. В 1956 году были куплены парные портреты кисти художника Г.Сердюкова; Русский музей передал "Портрет цесаревича Павла" работы Христинека, "Натюрморт" И.Ф.Гроота; постепенно начал формироваться отдел россики. В эти же годы из коллекции балетмейстера Н.В.Даниловой поступили три уникальных произведения: "Цыгане" Диаза де ла Пенья, "Возвращение блудного сына" Яна Бунса и "Портрет М.М.Сперанского" В.А.Тропинина.

    Восточная коллекция, начало которой было положено произведениями из собрания фон Вакано, значительно расширилась в последующие годы. В 1953 году из Музея восточных культур поступило 145 экспонатов искусства Китая; в 1958-м — 136 произведений современной Индии; в 1959-м — 95 экспонатов современной Японии.

    Значительно выросла коллекция русского и советского искусства в 1960-1980-е годы. Стали традиционными передачи Министерством культуры РСФСР закупленных в разные годы произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Практически все периоды современного советского искусства представлены сегодня в коллекции (произведения П.Д.Корина, А.А.Пластова, П.П.Оссовского, Д.А.Налбандяна, И.П.Обросова, Г.Г.Нисского, Н.М.Ромадина, В.Ф.Стожарова).

    В 1959 году был создан "Фонд М.И.Сергиевской", который позволил обогатить экспозицию музея работами таких замечательных мастеров, как В.Л.Боровиковский, В.А.Тропинин, В.И.Суриков, А.Е.Архипов, Н.И.Фешин.

    Перевод в 1989 году основного музейного собрания в здание бывшего Волжско-Камского банка (ул.Куйбышева 92, архитектор В.И.Якунин, 1913-1915 годы) предоставил возможность постоянно экспонировать около тысячи произведений. В настоящее время экспозиция музея знакомит зрителей почти со всеми разделами коллекции: постоянно экспонируются русская и зарубежная живопись и графика XVI — XX веков, керамика России и Западной Европы и искусство стран Востока.

    В 1997 г. начала формироваться коллекция "Музея-квартиры художников Васильевых". Художником, историком моды А.А.Васильевым музею были подарены работы его отца, театрального художника А.П.Васильева, а также собственные театральные эскизы (всего 1620 экспонатов).

    В 2003-2006 годах значительным поступлением стало переданное в дар музею творческое наследие самарского художника В.З.Пурыгина, куда вошли почти 18000 единиц хранения – картины, рисунки, наброски. В 2003 году был образован сектор "Музей-мастерская В.З.Пурыгина".

    В ХХI веке собрание музея продолжает пополняться за счет даров и закупок, проводимых музеем. В разное время в порядке пожертвований от крупных владельцев, а также даров самих художников и их наследников в Самарский художественный музей поступали работы авангардистов Москвы и Ленинграда/Санкт-Петербурга. Многие из этих авторов получили широкое признание. Юрий Злотников, Элий Белютин, Анатолий Зверев, Леонид Соков считаются классиками, а отдельные их работы – хрестоматийны для послевоенного российского искусства. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Валерий Кошляков, Константин Звездочетов – топовые имена актуального художественного контекста.