ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Николай Шеин "Белый свет"

    с 28 марта 2024 по 1 мая 2024

     

    Самарский областной художественный музей представляет выставку одного из наиболее значительных и оригинальных самарских художников Николая Федоровича Шеина (1924 - 1986). Его работы, решенные в философском, концептуальном ключе, проникнуты тонким лиризмом, привлекают своим цветовым богатством и экспрессией форм. Написанные на берегах Волги, в Жигулях, в селе Бахилово, они открывают для нас радостный, пронизанный светом мир Самарской Луки.

    Николай Федорович родился в селе Виловатое Куйбышевской области. В юности он посещал в Куйбышеве художественные студии Г.П.Подбельского, а впоследствии – А.Е.Плетнева. Шеин учился на живописно-педагогическом отделении Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого (1941-1946). С 1957 года стал участвовать в областных художественных выставках.

    О том, как работал Шеин в 1950-е, свидетельствует исполненная в духе соцреализма картина «Бригада коммунистического труда Ю.Агафонова. Станкозавод» (1959) из собрания музея, которую мы впервые показываем на выставке. В 1973 году Шеин написал серию пленэрных пейзажей, которые благоприятствовали его вступлению в союз художников. Но вскоре художник пошел куда-то «не туда», начал рисовать какие-то игрушечные кораблики и машинки. Когда он представил результаты своих поисков очередному выставкому, работы с недоумением отвергли. С тех пор своих произведений он никому, кроме избранных друзей, не показывал. Так и получилось, что уже в весьма солидном возрасте Николай Федорович переместился в творческое «подполье».

    Творчество Шеина вышло из тени во времена Перестройки: умирая, он оставил своим друзьям, самарским художникам В.М.Булекову, А.М.Ковалеву и Г.В.Тибушкину все свое наследие, завещал создать в городе свой музей. Друзья выполнили, что смогли – в 1988 году открыли посмертную выставку Шеина в выставочном зале самарского отделения Союза художников, в 1989-м представили его работы в Москве в одной из галерей на Арбате. Благодаря им, большая часть шеинского наследия оказалась в собраниях Самарского и Тольяттинского художественных музеев, две картины переданы в дар Третьяковской галерее, более десятка работ попали в частные собрания Москвы и Самары. Так началась новая жизнь шеинских произведений.

    В конце 1950 - х – начале 1960 - х гг. особую актуальность в сознании многих самарских художников обрела тема строительства Волжской ГЭС — из-за поднявшегося уровня воды затапливались большие территории, под воду ушли села, леса, были обречены на умирание деревья на берегу. Не миновал этого и Николай Федорович, который многие свои работы посвятил теме страдательности естественной природы от человеческих рук, она переплетается в творчестве Шеина с темой войны и смерти. Многие его работы посвящены смерти деревьев («Выходной день», «На лесопилке»).

    В работах 1976 года «Обелиски» и «Обелиски и пионеры» он обращается к миру людей - своеобразный шеинский «соц-арт». Но теперь художник весьма далек от вынужденного «официоза» 1950-1960-х. В «Обелисках и пионерах» увиденная как бы с высоты поверхность земного шара напоминает кактус – она покрыта холмиками, в центре каждого возвышается заостренный обелиск, а вокруг каждого обелиска кольцом выстроились одетые по традиционной форме «белый верх, черный низ» пионеры, отдающие ему почести.

    Работы Шеина второй половины 1970-х свидетельствуют, насколько одинок он был одинок в обществе себе подобных. В своих небольших, «детских» с виду работах он любил изображать гирлянды разноцветных автомобильчиков, которых везут с завода на платформах по железной дороге. В работах, посвященных Волге, «срифмованность» сближенных по очертаниям форм организует пространство, выстраивает освещенный солнечным светом поэтический мир («Пейзаж с солнцем», «Весна», «Перед навигацией», «Белые облака»). В конечном итоге художник пришел к описанию всего Белого света с помощью единого «модуля» — овальной формы, которая в контексте его произведений взлетает, парит, плывет. Думается, прообразом такого сквозного движения стали полноводная Волга, отражающая плывущие облака, и сама Самарская Лука.

    Открытие выставки состоится 28 марта в 18.00.

    Стоимость посещения: 200р стандартный билет, 100р льготный