ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    Выставка Артура Фонвизина «Сумевший таинственным сделать простое» (12+)

    с 17 января 2019 по 8 апреля 2019

    В Самарском художественном музее открывается выставка работ знаменитого акварелиста Артура Фонвизина (1882/83-1973) из частных собраний Москвы.

    Зрители увидят шестьдесят четыре работы Артура Фонвизина 1930–1970-х годов: городские и романтические пейзажи, натюрморты с цветами, портреты, а также работы с театральными и цирковыми мотивами, благодаря которым художник получил мировую известность.

    Экспозиция в Самаре дает уникальную возможность познакомиться со знаковыми картинами Фонвизина, которые хранятся в частных собраниях, редко доступных публике.

    Дело в том, что акварель — это хрупкая техника, имеющая тенденцию к выцветанию. Из-за этого акварельные работы экспонируются лишь периодически, в течение непродолжительно времени.

    Сегодня за необыкновенно воздушными, полными тончайших колористических оттенков акварелями Фонвизина охотятся коллекционеры всего мира. Между тем работать в этой технике художник начал лишь на пятом десятке лет — в конце 1920-х годов.

    Судьба Фонвизина складывалась непросто. После первой персональной выставки в 1936 году художника и еще двух мастеров обвинили в формализме, и он лишился заказов от издательств, для которых долго работал в качестве книжного иллюстратора. «Три Ф» – Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Артур Фонвизин – были публично осуждены прессой за формализм.

    Художественную манеру этого мастера характеризуют свободные, вибрирующие мазки, разжиженные, «текучие» краски и просветы белого фона.

    Особое место в творчестве Фонвизина занимает цирк. Акробаты, клоуны, наездницы — он писал их сотнями. Впервые художник попал на цирковое представление пятилетним мальчиком, и эти впечатления остались с ним на всю жизнь. Позднее критики констатировали, Фонвизин был «вечным ребенком в искусстве». Особый таинственный флер присущ художественным образам акварелей Фонвизина.

    Экспрессивная, импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, и романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался, верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал одни те же любимые мотивы.

    Фонвизин сознательно выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям.

    Представленные в Самаре картины — это эталонные произведения, от которых нужно отталкиваться, изучая творчество Артура Фонвизина.

     

    Цена билета: 150 рублей