с 17 января 2019 по 8 апреля 2019
В Самарском художественном музее открывается выставка работ знаменитого акварелиста Артура Фонвизина (1882/83-1973) из частных собраний Москвы.
Зрители увидят шестьдесят четыре работы Артура Фонвизина 1930–1970-х годов: городские и романтические пейзажи, натюрморты с цветами, портреты, а также работы с театральными и цирковыми мотивами, благодаря которым художник получил мировую известность.
Экспозиция в Самаре дает уникальную возможность познакомиться со знаковыми картинами Фонвизина, которые хранятся в частных собраниях, редко доступных публике.
Дело в том, что акварель — это хрупкая техника, имеющая тенденцию к выцветанию. Из-за этого акварельные работы экспонируются лишь периодически, в течение непродолжительно времени.
Сегодня за необыкновенно воздушными, полными тончайших колористических оттенков акварелями Фонвизина охотятся коллекционеры всего мира. Между тем работать в этой технике художник начал лишь на пятом десятке лет — в конце 1920-х годов.
Судьба Фонвизина складывалась непросто. После первой персональной выставки в 1936 году художника и еще двух мастеров обвинили в формализме, и он лишился заказов от издательств, для которых долго работал в качестве книжного иллюстратора. «Три Ф» – Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Артур Фонвизин – были публично осуждены прессой за формализм.
Художественную манеру этого мастера характеризуют свободные, вибрирующие мазки, разжиженные, «текучие» краски и просветы белого фона.
Особое место в творчестве Фонвизина занимает цирк. Акробаты, клоуны, наездницы — он писал их сотнями. Впервые художник попал на цирковое представление пятилетним мальчиком, и эти впечатления остались с ним на всю жизнь. Позднее критики констатировали, Фонвизин был «вечным ребенком в искусстве». Особый таинственный флер присущ художественным образам акварелей Фонвизина.
Экспрессивная, импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, и романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался, верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал одни те же любимые мотивы.
Фонвизин сознательно выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям.
Представленные в Самаре картины — это эталонные произведения, от которых нужно отталкиваться, изучая творчество Артура Фонвизина.
Цена билета: 150 рублей