ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    Выставка Артура Фонвизина «Сумевший таинственным сделать простое» (12+)

    с 17 января 2019 по 8 апреля 2019

    В Самарском художественном музее открывается выставка работ знаменитого акварелиста Артура Фонвизина (1882/83-1973) из частных собраний Москвы.

    Зрители увидят шестьдесят четыре работы Артура Фонвизина 1930–1970-х годов: городские и романтические пейзажи, натюрморты с цветами, портреты, а также работы с театральными и цирковыми мотивами, благодаря которым художник получил мировую известность.

    Экспозиция в Самаре дает уникальную возможность познакомиться со знаковыми картинами Фонвизина, которые хранятся в частных собраниях, редко доступных публике.

    Дело в том, что акварель — это хрупкая техника, имеющая тенденцию к выцветанию. Из-за этого акварельные работы экспонируются лишь периодически, в течение непродолжительно времени.

    Сегодня за необыкновенно воздушными, полными тончайших колористических оттенков акварелями Фонвизина охотятся коллекционеры всего мира. Между тем работать в этой технике художник начал лишь на пятом десятке лет — в конце 1920-х годов.

    Судьба Фонвизина складывалась непросто. После первой персональной выставки в 1936 году художника и еще двух мастеров обвинили в формализме, и он лишился заказов от издательств, для которых долго работал в качестве книжного иллюстратора. «Три Ф» – Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Артур Фонвизин – были публично осуждены прессой за формализм.

    Художественную манеру этого мастера характеризуют свободные, вибрирующие мазки, разжиженные, «текучие» краски и просветы белого фона.

    Особое место в творчестве Фонвизина занимает цирк. Акробаты, клоуны, наездницы — он писал их сотнями. Впервые художник попал на цирковое представление пятилетним мальчиком, и эти впечатления остались с ним на всю жизнь. Позднее критики констатировали, Фонвизин был «вечным ребенком в искусстве». Особый таинственный флер присущ художественным образам акварелей Фонвизина.

    Экспрессивная, импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, и романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался, верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал одни те же любимые мотивы.

    Фонвизин сознательно выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям.

    Представленные в Самаре картины — это эталонные произведения, от которых нужно отталкиваться, изучая творчество Артура Фонвизина.

     

    Цена билета: 150 рублей