с 9 июля 2015 по 27 августа 2015
В разное время в порядке пожертвований от крупных владельцев, а также даров самих художников и их наследников в Самарский художественный музей поступали работы авангардистов Москвы и Ленинграда/Санкт-Петербурга. Многие из этих авторов получили широкое признание. Юрий Злотников, Элий Белютин, Анатолий Зверев, Леонид Соков считаются классиками, а отдельные их работы – хрестоматийны для послевоенного российского искусства. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Валерий Кошляков, Константин Звездочетов – топовые имена актуального художественного контекста. Так называемая «петербургская школа» живописи также заняла свою нишу в истории. Представляется, что коллекция нашего музея обрела достаточную полноту, чтобы на ее примере продемонстрировать ряд художественных тенденций в отечественном искусстве со времен «оттепели» до начала XXI века.
Идея выставки – показать путь российского искусства от героически-искреннего пафоса авангардной утопии 1960-х – к ироничной постмодернистской игре рубежа девяностых – нулевых. Экспозиция делится на четыре блока, каждый из которых представляет определенную эстетическую линию.
1. «Наследники русского авангарда». В разделе представлено творчество практиков и теоретиков беспредметного искусства Элия Белютина и Юрия Злотникова, а также экспрессиониста Анатолия Зверева. Каждый из этих авторов может считаться героем-одиночкой, гением одержимости, носителем сверхидеи по изменению мира через выработку радикально нового художественного языка. Этот пафос унаследован ими у классиков русского авангарда, прежде всего, Казимира Малевича. После «провала» сталинских лет и тотального торжества социалистического реализма именно эти художники подняли забытое знамя авангарда и унаследовали статус преемников прерванной традиции. Впервые в Самаре демонстрируются живописные и графические произведения Элия Белютина, подаренные Самарскому художественному музею вдовой художника Ниной Молевой после его смерти в 2012 году.
Белютин Э. Абстрактная композиция. Холст, масло.
2. «Соц-арт». Включает два крупноформатных полотна Леонида Сокова, одного из ключевых представителей жанра соц-арта – иронической ветви московского концептуализма, подвергавшей деконструкции "мертвый" язык социалистического реализма, помещая его символы и мотивы в новые контексты. Работы Сокова поступили в музей в 1995 году из коллекции Инкомбанка.
Соков Л. Герб. 1991. Фанера, масло.
3. «Петербургская линия». Здесь собрано большое количество авторов из Ленинграда-Петербурга, объединяемых общим объектом подражания – европейским модернизмом. Это гораздо более традиционная линия искусства, нежели его московские аналоги того же времени. Главным для авторов-петербужцев было и по сей день остается выражение художественной индивидуальности. Большинство работ поступили как дары от художников и частных галерей.
Духовлинов В. Крыло, 2003. Оргалит, масло.
4. «Постконцептуальная живопись». Блок включает работы дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Константина Звездочетова и Валерия Кошлякова – художников, чье становление пришлось на девяностые-нулевые годы. Творчество этих авторов знаменует обращение к живописи на новом витке, после долгого периода, в течение которого считалось, что традиционная картина «мертва». Это «живопись после смерти живописи», занятая дальнейшими поисками выразительных возможностей картины как медиума, сквозь призму иронической дистанции. Эти работы поступили в музей как дары с Венецианской биеннале 2003 года и экспонировались единственный раз в 2004 году.
Константин Зацепин,
зам.директора СОХМ по развитию
Виноградов А., Дубосарский В. Поцелуй, 2004. Холст, масло.
Список художников выставки:
Белле Александра
Белютин Элий
Братков Сергей
Виноградов Александр
Волосенков Феликс
Дубосарский Владимир
Духовлинов Владимир
Звездочетов Константин
Зверев Анатолий
Зинштейн Арон
Зисман Иосиф
Злотников Юрий
Кошляков Валерий
Лукка Валерий
Михайлов Вячеслав
Михнов-Войтенко Евгений
Соков Леонид
Устюгов Геннадий