ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Образовательные программы

    Музейно-педагогическая программа

    для детей дошкольного возраста (4-6 лет)

    "Первые шаги по залам Самарского областного

    художественного музея. (От кляксы к портрету)"

    Цикл занятий построен на основе программы Государственного Русского музея «В страну музеев вместе с Фафалей. В мастерской художника». Каждое занятие проводится в игровой форме и состоит из трех блоков: небольшая тематическая экскурсия по экспозиции музея (15 минут), просмотр видеофильма (10 минут) и творческое занятие в студии (40 минут), на котором дети знакомятся с основами изобразительного языка.

     

    Тематическое планирование:

     

    Занятие 1. «Клякса».

    Вводное занятие. Пробуждается интерес детей к созерцанию красоты в окружающей природе и искусстве, развивается способность видеть в неприметном необычное и замечательное.

    Визуальный ряд:  Коллекция авангарда. Беспредметное искусство.

    Творческая работа в студии: Предметное в беспредметном. В произвольно поставленной кляксе необходимо увидеть предметное изображение и дорисовать его.

     

    Занятие 2. «Палитры».

    В ходе занятия формируется представление о разнообразии материалов живописи, об инструментах художника-живописца, об изобразительных возможностях различных красок. В ходе занятия обогащается активная часть словарного запаса детей: этюдник, мастихин, палитра, цветовая гамма, теплые, холодные цвета, оттенки цвета.

    Визуальный ряд: А.К.Саврасов «Зимний пейзаж», С.Ю.Жуковский «Летний день», «Ранней весной», И.И.Шишкин «Поляна в лесу».

    Творческая работа в студии: Составление цветовой гаммы для двух времен года.

     

    Занятие 3. «Облако».

    В ходе занятия юные ценители искусства узнают об особенностях изображения облаков в небесном пространстве на примере работ А.И. Куинджи, Н.А.Ярошенко и др. Насладившись красотой небесных пейзажей и вдохновившись мечтательным настроением, дети  создают собственное «облако мечты»! 

    Визуальный ряд:  А.И. Куинджи «Облако», Н.А.Ярошенко «Слепцы», Л.В.Туржанский «Лето»
    Творческая работа в студии: Облако. Рисование гуашью.

     

    Занятие 4. «Дерево».

    На занятии подробно изучается детальное «строение дерева» (крона, ствол и корни) и общий абрис дерева в разные времена года: летнее дерево с листьями, зимнее, покрытое снегом, цветущее весной или переливающееся яркими цветами осенью!  Разнообразные природные формы раскрывают перед юными зрителями свое неисчерпаемое многообразие и богатство,  Они учатся замечать красоту окружающей природы и любоваться ею.

    Визуальный ряд:  М.И.Лебедев «Альбано близ Рима», А.В.Лентулов «Пейзаж с красным домом», Ю.Ю.Клевер «Бурелом», А.К Саврасов «Зима», М.В.Нестеров «Старец. Раб Божий. Авраамий»

    Творческая работа в студии: Дерево. Рисование гуашью.

     

    Занятие 5. «Букет».

    На занятии дети рассматривают реальные и изображенные букеты, развивая навыки цветовидения. Ребята учатся замечать красоту окружающей природы и любоваться ею,  раскрывая неисчерпаемое многообразие и богатство природных форм.

    Визуальный ряд:  О.В.Розанова «Букет», С.В.Малютин «Портрет девочки», Б.М.Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

    Творческая работа в студии: Букет. Рисование гуашью, акварелью.

     

    Занятие 6. «Портрет».

    В ходе занятия дети рассматривают портреты, знакомятся с его видами (детский, женский, парадный, полупарадный, халатный, кабинетный и т.д.), композиционными и колористическими особенностями. Дети анализируют, как по-разному передают мастера характеры героев в своих произведениях. 

    Визуальный ряд:  К.Л.Христинек  «Детский портрет цесаревича Павла Петровича»,  В.А.Тропинин «Портрет А.А.Барабаш», «Портрет сына Казакова»,  «Портрет М.М.Сперанского», Б.М.Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

    Творческая работа в студии: Портрет. Рисование гуашью, акварелью, пастелью.

     

    Занятие 7. «Пейзаж».

    Дети закрепляют представления о роли выразительных средств в пейзаже. В ходе занятия обогащается активная часть словарного запаса детей: пейзаж, настроение картины, краски осени (зимы, лета и весны), золотая осень, поздняя осень.

    Визуальный ряд: А.К.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Д.Поленов «Нил. Фиванский берег», И.И.Шишкин «Домик на опушке», «Ель», И.Е.Репин «Волжский пейзаж с лодками», И.И.Левитан «Октябрь».

    Творческая работа в студии: Настроение в пейзаже. Рисование гуашью, акварелью, пастелью.

     

    Занятие 8. «Птицы. Рыбы. Звери».

    В ходе занятия формируется представление детей об анималистическом жанре изобразительного искусства. Обогащает­ся опыт восприятия образов животных в скульптуре, живописи и графике, внимание детей акцентируется на особенностях используемых ма­териалов и выразительных средствах. Дети учатся активно исполь­зовать слова: анималистический жанр, поза, движение, повадки.

    Визуальный ряд:  В.А.Серов «Лошадь», О.В.Розанова «Бульвар», Д.Д.Бурлюк «Волы», И.Е.Репин «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914г.».

    Творческая работа в студии: Портрет любимого существа. Рисование гуашью, акварелью, пастелью.

     

    Занятие 9. «Натюрморт».

    На занятии дети знакомятся с натюрмортом, своеобразием этого жанра, его особенностями и видами (цветочный, фруктовый, ученый и др.). Они определяют «настроение» натюрморта и подбирают образные слова для описания «характера» выбранных предметов, обращают внимание на то, как художники «рассказывают» историю о красоте самых обычных на первый взгляд объектов.

    Визуальный ряд:  Натюрморты в коллекции авангарда, западноевропейского искусства и искусства Востока.

    Творческая работа в студии: Натюрморт. Рисование гуашью, акварелью, пастелью.

     

    Занятие 10. «Свободная тема».

    На заключительном занятии  цикла дети вспоминают все, что изучили и выполняют рисунок  на свободную тему с использованием различных материалов.

    Визуальный ряд:  Любимые экспонаты

    Творческая работа в студии: Свободная тема.

     

    Занятия проводятся по воскресеньям в 11:00.

    Стоимость  занятия -  150 рублей. 

    Отдел музейной педагогики и детского творчества: тел. 332-33-09, E-mail: museumgid@mail.ru .

     

     

    Музейно-педагогическая программа

    для детей младшего школьного возраста (6-8 лет)

    "Мы входим в мир прекрасного. Рассказы о художниках"

     

     

    Цикл занятий построен на основе программы Государственного Русского музея «В страну музеев вместе с Фафалей. Сказки о русских художниках». Каждое занятие включает в себя: увлекательную тематическую экскурсию по экспозиции музея; просмотр видеофильма, рассказывающего о работе художника, о загадках и тайнах, связанных с историей создания и бытования его произведений; творческое занятие в студии.

     

    Тематическое планирование:

     

    Занятие 1. Иван Константинович Айвазовский.

    Визуальный ряд:  И.К.Айвазовский «Перед Алупкой в Крыму», «Море».

    Творческая работа в студии:  «Портрет Волны».

     

    Занятие 2. Алексей Гаврилович Венецианов.

    Визуальный ряд:  А.Г.Венецианов «Два крестьянских мальчика со змеем», «Крестьянский мальчик, надевающий лапти».

    Творческая работа в студии: «Портрет домового».

     

    Занятие 3. Карл Павлович Брюллов.

    Визуальный ряд:  К.П.Брюллов «Портрет великой княжны Ольги Николаевны».

    Творческая работа в студии: «Портреты цветов».

     

    Занятие 4. Карл Павлович Брюллов.

    Визуальный ряд: Видеоматериалы «Последний день Помпеи».

    Творческая работа в студии: «Вулкан».

     

    Занятие 5. Алексей Кондратьевич Саврасов.

    Визуальный ряд:  А.К.Саврасов «Зима», «Зимний пейзаж».

    Творческая работа в студии: «Портрет Птицы».

     

    Занятие 6. Борис Михайлович Кустодиев.

    Визуальный ряд:  Б.М.Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собачкой Шумкой».

    Творческая работа в студии: «Жостовский поднос».

     

    Занятие 7. Архип Иванович Куинджи.

    Визуальный ряд:  А.И.Куинджи «Море», «Облако».

    Творческая работа в студии: «Ночные огни».

     

    Занятие 8. Василий Иванович Суриков.

    Визуальный ряд:  В.И.Суриков «Суворовский солдат».

    Творческая работа в студии: «Лошадь и всадник».

     

    Занятие 9. Иван Иванович Шишкин.

    Визуальный ряд:  И.И.Шишкин «Поляна в лесу», «Домик на опушке», «Ель»

    Творческая работа в студии: «Звери и зверята».

     

    Занятие 10. Илья Ефимович Репин.

    Визуальный ряд:  И.Е.Репин «Волжский пейзаж с лодками».

    Творческая работа в студии: «Подводное царство (Былина о Садко)».

     

    Занятие 11. Виктор Михайлович Васнецов.

    Визуальный ряд: Видеоматериалы «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке»»,

    Творческая работа в студии: «Сказочные герои».

     

    Занятие 12. Исаак Ильич Левитан.

    Визуальный ряд: И.И.Левитан «Октябрь».

    Творческая работа в студии: «Фактура дерева».

     

    Занятие 13. Профессия – архитектор. Карл Иванович Росси. Владимир Иванович Якунин. 

    Визуальный ряд: Фасад самарского художественного музея.

    Творческая работа в студии: ««Архитектурный декор».

     

    Занятия проводятся по воскресеньям в 13:00 и в 16:00 (обучающиеся второй год).

    Стоимость  занятия -  150 рублей. 

    Отдел музейной педагогики и детского творчества: тел. 332-33-09, E-mail: museumgid@mail.ru .

     

     

    Музейно-педагогическая программа

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    "Первые шаги по залам СОХМ. История искусств."

     

     

    Цикл занятий, направлен на  формирование у детей навыков визуальной культуры; знакомство детей с основными видами искусств, периодами истории искусств; развитие детского творчества средствами художественного музея, а также на освоение способов работы с художественными инструментами и материалами.

    Каждое занятие включает в себя увлекательную тематическую экскурсию по экспозиции музея и творческое занятие в студии.

     

    Тематическое планирование:

     

    Занятие 1. Краски и палитра художника.

    Визуальный ряд:  Ф.Е.Буров «Портрет художника К.Н.Воронова», Ф.Е.Буров  «Старик с портфелем», К.Н.Воронов «Сельская учительница»

    Творческая работа в студии:  Изображение  в технике монотипия. Материалы: бумага, акварель, гуашь.

     

    Занятие 2. Первобытное искусство. Наскальная живопись.

    Визуальный ряд:  Д.Д.Бурлюк «Волы».

    Творческая работа в студии: Изображение  в технике граттография. Материалы: бумага, масляная пастель, восковые мелки, гуашь.

     

    Занятие 3. Пирамиды Древнего Египта.

    Визуальный ряд:  Музейная коллекция Востока

    Творческая работа в студии: Изготовление украшений из бумаги и их роспись. Материалы: бумажные тарелки, фломастеры.

     

    Занятие 4. Античность.

    Визуальный ряд: Музейная коллекция Востока

    Творческая работа в студии: Рисунок (орнамент) на амфоре. Материалы: бумага, тушь, перо, кисть.

     

    Занятие 5. Романское и готическое искусство.

    Визуальный ряд:  Витраж в интерьере музея.

    Творческая работа в студии: Средневековые замки. Витражи. Материалы: бумага, фломастеры, цветные карандаши.

     

    Занятие 6. Искусство Ренессанса.

    Визуальный ряд:  А.Е.Егоров «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», В.А.Тропинин «Портрет Боцигетти».

    Творческая работа в студии: Портрет и тайный почерк. Материалы: бумага, цветные карандаши, карманное зеркало.

     

    Занятие 7. Искусство Византии. Миниатюра.

    Визуальный ряд:  Коллекция иконописи.

    Творческая работа в студии: Зверобуквы. Материалы: бумага, гуашь.

     

    Занятие 8. Барокко и Рококо.

    Визуальный ряд:  Россика в коллекции музея (Неизвестный художник первой половины XVIII века «Портрет герцогини Бенигны Бирон», Неизвестный художник первой половины XVIII века «Портрет Екатерины I»).

    Творческая работа в студии: Ракушки. Материалы: тушь, перо, акварель.

     

    Занятие 9. Классицизм.

    Визуальный ряд:  Витберг «Оплакивание Гектора».

    Творческая работа в студии: Колонны музея. Материалы: бумага, тушь, перо.

     

    Занятие 10. Романтизм (сентиментализм).

    Визуальный ряд:  А.И.Куинджи «Облако»

    Творческая работа в студии: Облака. Материалы: акварель, белая гуашь.

     

    Занятие 11. Символизм.

    Визуальный ряд: К.Ф.Богаевский «Поток. Фантастический пейзаж», В.М.Васнецов «Единоборство Пересвета с Челубеем», В.М.Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». М.А.Врубель «Царевна Волхова».

    Творческая работа в студии: Пермогорская роспись. Птица Сирин. Материалы: бумага, цветные карандаши.

     

    Занятие 12. Искусство Востока. Китай и Япония.

    Визуальный ряд: Музейная коллекция Востока.

    Творческая работа в студии: Театральная маска. Материалы: бумажные тарелки, картон, ножницы, клей.  

     

    Занятие 13. Модерн.

    Визуальный ряд: Музейная коллекция, лепные украшения в анфиладе.

    Творческая работа в студии: Цветы в модерне. Аппликация из пластилина на картоне Материалы: картон, пластилин.

     

    Занятие 14. Авангард.

    Визуальный ряд: Музейная коллекция Авангарда.

    Творческая работа в студии: Лес. Натюрморт. Коллаж. Материалы: бумага, цветная калька, фломастеры.

     

    Занятия проводятся по средам и пятницам в 10.30.

    Отдел музейной педагогики и детского творчества: тел. 332-33-09, E-mail: museumgid@mail.ru .

     

     

    Музейно-педагогическая программа 

    для детей, обучающихся в воскресных школах (1 – 4 классы)

    "Юный изограф"

     

    Занятия цикла проходят в экспозиции Самарского областного художественного музея, творческой мастерской музея и в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал». Программа для младших школьников состоит из семи занятий.

                    

    Тематическое планирование:

     

    Занятие 1. Художественные средства в иконе: «Обратная перспектива на примере колыбели младенца Марии».

    Визуальный ряд:  Житийная икона «Николай Чудотворец» в зале иконописи (стол, книга в обратной перспективе), слайды иконы «Рождество Богородицы».

    Практическая часть:  Обучение приемам изображения прямоугольного предмета в обратной перспективе на примере колыбели младенца Марии.

                         

    Занятие 2. Художественные средства в иконе: «Архитектура в иконе, нарушение классических пропорций». Арки, колонны. Велум, его значение в сюжете иконы.  Визуальный ряд:  Икона «Дмитрий Солунский» слайды иконы  «Покров Божьей Матери».

    Практическая часть:   Изображение колонн, арок, купола в архитектурном пейзаже.

     

    Занятие 3. Значение символов апостолов Луки и Матфея: ангел и телец. Образы ангелов и животных в иконописи.

    Визуальный ряд:  Изображение ангелов на иконе «Троица» в зале иконописи музея, слайды с изображениями  символов евангелистов Андрея Рублева. 

    Практическая часть:   Обучение умению вписывания фигуры в круг.

     

    Занятие 4. Обзор рождественских символов. Композиционное построение сюжета с использованием праздничных рождественских символов (ангелы, звезда, ель).

    Визуальный ряд:  Видеоматериал «Рождественские сюжеты».

    Практическая часть: Прорисовка в графике основных элементов. Изготовление деталей с использованием различных материалов. Готовимся к Рождеству Христову. Т/З открытка.

     

    Занятие 5. Образ воина в иконописи: Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Иоанн воин. «Борьба Георгия Победоносца со змеем». Змей, как олицетворение зла.

    Визуальный ряд:  Изображение иконы «Борьба Георгия Победоносца со змеем».

    Практическая часть: Изображение  поверженного змея.

     

    Занятие 6. Изобразительные средства в иконе. Пасхальный натюрморт и его составляющие: верба, пасха, кулич, яйца.

    Визуальный ряд:  Коллекция пасхальных открыток.

    Практическая часть: Изображение пасхального натюрморта.

     

    Занятие 7. Значение символов Апостолов Марка и Иоанна: лев и орел. Композиционное построение в  круге.  Образы животных и птиц в иконописи.

    Визуальный ряд: Изображение голубя на иконе «Крещение» в зале иконописи, слайды с изображениями символов евангелистов Андрея Рублева.  Апостолы: Иоанн Богослов, Марк.

    Практическая часть: Изображение орла и льва в круге.

     

    Отдел музейной педагогики и детского творчества: тел. 332-33-09, E-mail: museumgid@mail.ru .

     

                                               

    Цикл экскурсий и занятий

    для детей среднего школьного возраста (8-12 лет)

        «Бумажное конструкторское бюро выходного дня»    

           

                        

    Детское конструкторское бюро — это интеллектуальная художественная  и игровая площадка для всей семьи. Родители и дети смогут познакомиться с уникальными свойствами различных видов бумаги и разнообразными художественными техниками.  Побывав в роли конструкторов, у посетителей нашего бюро, возможно, раскроются новые таланты дизайнерского искусства.

     

     

     

    Цикл уроков в художественном музее

    «О науке языком искусства»

    (для среднего и старшего школьного возраста)

    Демонстрирует возможность интеграции дисциплин естественно - научного  и гуманитарного циклов изобразительного искускусства. Формирует у учащихся целостную картину мира.

     

           1. Физика и изобразительное искусство.

           2.Химия и изобразительное искусство.

           3.Математика и изобразительное искусство.

           4.Литература и изобразительное искусство.

           5.История и изобразительное искусство

      

          Стоимомость занятия -  105 рублей.

     

      

     

    Тематические занятия для детей

     «В начале жизни школу помню я…»

    (для школьников младшего, среднего и старшего звена)

     

    Познавательная экскурсия и мастер-класс, приуроченные к празднованию Дня славянской письменности и культуры.
    Первая часть мероприятия - теоретическая, на ней участники узнают, как проходило обучение грамоте в дореволюционной Самаре, как и на чём писали наши предки. Во второй - интерактивной - части занятия участники сами пробуют вывести  Царь-букву, буквицы самые разные – замысловато переплетённые, декорированные пышным орнаментом с фантастическими цветами и невиданными созданиями.

    Стоимость занятия - 125 рублей.

    "Авангард-детям"

    (для школьников среднего и старшего звена)

    Познавательное и творческое занятие, в ходе которого посетители разгадывают тайны лучизма и кубофутуризма. Находят ответы на вопросы: что такое супрематизм, кто такие загадочные «амазонки авангарда». На мастер-классе проверяются полученные знания, и создается в стилистике авангарда собственный шедевр.

    Стоимость занятия -125 рублей.

     

    «Море волнуется раз…» 

    (для школьников младшего, среднего и старшего звена)

    Во время экскурсии дети знакомятся с изображением моря в творчестве И.Айвазовского и А. Куинджи. В процессе занятия участники игры, отгадывая загадки, слушая стихи, постигают колористическое богатство морских пейзажей, знакомятся с новым значением слова МАРИНА. Полученные знания закрепляются практическими навыками юных «моринистов» под руководством опытного педагога.

    Стоимость занятия - 125 рублей.

     

    Мастер -  классы для детей и родителей

    «Творческие эксперименты»

    Взрослые и маленькие участники «экспериментов» познакомятся с лучшими экспонатами экспозиции музея, получат знания о видах, жанрах в истории искусства. Занятие состоит из двух блоков: тематической экскурсии и творческого занятия. Посетители имеют уникальную возможность соприкоснуться с подлинными произведениями художников разных эпох и почувствовать себя в роли создателя маленького шедевра.

    Квалифицированные сотрудники проведут творческие занятия по изобразительной деятельности (лепка, рисование, ДПИ), направленные на эстетическое развитие детей и родителей.

    Стоимость занятия -125 рублей.

     

     

     

    Самарский областной художественный музей,  ул. Куйбышева, 92.

    Время работы: с 10.00-18.00, четверг – 13.00- 21.00, суббота с 13:00 до 21:00выходной – вторник.

            Отдел музейной педагогики и детского творчества: 332-33-09, касса 332-53-69