с 11 июня 2016 по 11 июня 2016
11:00, лекторий
Лекция «ПролеТКульт – Пролегомены Технической Культуры»
Лектор – Юрий Павлович Волчок, профессор Московского Архитектурного Института, руководитель Отдела истории архитектуры и градостроительства Новейшего времени НИИТИАГ, академик Международной академии архитектуры, вице-президент Союза Московских Архитекторов, почётный строитель Москвы, советник Российской академии архитектуры и строительных наук.
Анонс лекции от автора:
В 1910-е годы в выпускном гимназическом аттестате одну из первых строк занимала дисциплина «пролегомены». В то время это было «школьное», общедоступное понятие, а в наши дни надо договариваться, какой смысл в него вкладывается в том или ином случае. В самом общем виде и поближе к архитектуре уместно объединить усилия вокруг понимания пролегоменов как оснований для устройства целого, его архитектоники. Это означает – надо единовременно отвечать на совокупность вопросов: Кто? Что? Как? Почему (Зачем)?, т.е. рассматривать поиски ответов на них как целеустремленное движение, путь к достижению полноценной целостности. Это не так просто получается, поскольку такая традиция формирования целого у нас в стране не сложилась. На то много причин. Большинство заявленных здесь вопросов были просто не востребованы. Ответов на них и не ждали. Стало привычнее воспринимать и создавать исторические реалии по принципу «или-или», а не в логике спасительного, создающего и накаливающего ценности, объединительного «и-и». Отсюда постоянные смены «творческой направленности» в архитектуре на протяжении всего двадцатого века через каждые 15-20 лет, бесконечные корректировки генеральных планов городов несмотря на то, что ритмы и продолжительность жизни городов и их жителей существенно разнятся. Готические соборы, как известно, создавались практически по 150 лет усилиями многих поколений. Вы не найдете в них следов корректировки «рабочих» направлений в творчестве или радикальных отклонений от первоначального проекта (замысла). Многолетнее стремление к противопоставлениям привело к дисбалансу понимания как исторической традиции, так и представлений о будущем, тем более в диалоге их совместного существования в городе. Следствий два: полная утрата представлений о понятии «современность» и потеря уважения к архитектуре в современном обществе.
Возможно, стоит посмотреть на прошедший век «другими глазами» и попробовать выявить и совместно осмыслить то, что одни знают, другие помнят, как самодостаточные, «штучные», факты и события истории. К тому же зачастую просто «проходим мимо» отдельных сюжетов, что вполне «естественно», поскольку о них не приходится задумываться в повседневной жизни.
Целостная картина событий, причастных к архитектуре вокруг начала прошлого века, дает нам еще один шанс к осмыслению того, что события тех лет в равной мере принадлежат тому и нашему времени. Объединяет их как раз понятие «современность». Протяженность современности – возможно наиболее остро и дискуссионно воспринимаемое словосочетание в каждодневной жизни всех прошедших с тех пор десятилетий. И это не удивительно: за последнее столетие в нашей отечественной истории (и архитектура – не исключение) происходило столько «тектонических сдвигов» и революционных преобразований, что сиюминутные оценки, а, точнее – предпочтения, затмевают собой подлинно остающиеся в истории ценности. Для архитектуры и градоустройства это особенно болезненно, и без ущерба для их осмысления здесь не обходится. Постоянные изменения творческой направленности, которые зачастую не вытекают из логики, формирующей профессиональные тенденции, а в большей мере – подвержены различным, преходящим умонастроениям, но при этом ломающим, как правило, «жизнь и судьбу» не только мастеров архитектуры, но и больших, и малых городов, не позволяют сформировать полноценно работающие представления о связности, протяженности, закономерностях формотворческих преобразований, без которых невозможна современная архитектура.
11 июня в музее можно будет обсудить «жизнь и судьбу» одного из ключевых для осмысления современности понятий – «пролеткульт», поскольку именно здесь в свое время сформировался содержательный узел взаимоотношений усредняющей ценность творчества массовой культуры и закономерно стремящегося к совершенству подлинно индивидуального творчества. «Разрубить», а лучше - развязать этот узел не удается по сей день…
Цена билета - 25 рублей, количество мест ограниченно!