ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Выставки и мероприятия

    Лекция профессора Ю.П. Волчка "ПролеТКульт - Пролегомены технической культуры"

    с 11 июня 2016 по 11 июня 2016

    11:00, лекторий
    Лекция «ПролеТКульт – Пролегомены Технической Культуры»

    Лектор – Юрий Павлович Волчок, профессор Московского Архитектурного Института, руководитель Отдела истории архитектуры и градостроительства Новейшего времени НИИТИАГ, академик Международной академии архитектуры, вице-президент Союза Московских Архитекторов, почётный строитель Москвы, советник Российской академии архитектуры и строительных наук.

    Анонс лекции от автора:

     В 1910-е годы в выпускном гимназическом аттестате одну из первых строк занимала дисциплина «пролегомены». В то время это было «школьное», общедоступное понятие, а в наши дни надо договариваться, какой смысл в него вкладывается в том или ином случае. В самом общем виде и поближе к архитектуре уместно объединить усилия вокруг понимания пролегоменов как оснований для устройства целого, его архитектоники. Это означает – надо единовременно отвечать на совокупность вопросов: Кто? Что? Как? Почему (Зачем)?, т.е. рассматривать поиски ответов на них как целеустремленное движение, путь к достижению полноценной целостности. Это не так просто получается, поскольку такая традиция формирования целого у нас в стране не сложилась. На то много причин. Большинство заявленных здесь вопросов были просто не востребованы. Ответов на них и не ждали. Стало привычнее воспринимать и создавать исторические реалии по принципу «или-или», а не в логике спасительного, создающего и накаливающего ценности, объединительного «и-и». Отсюда постоянные смены «творческой направленности» в архитектуре на протяжении всего двадцатого века через каждые 15-20 лет, бесконечные корректировки генеральных планов городов несмотря на то, что ритмы и продолжительность жизни городов и их жителей существенно разнятся. Готические соборы, как известно, создавались практически по 150 лет усилиями многих поколений. Вы не найдете в них следов корректировки «рабочих» направлений в творчестве или радикальных отклонений от первоначального проекта (замысла). Многолетнее стремление к противопоставлениям привело к дисбалансу понимания как исторической традиции, так и представлений о будущем, тем более в диалоге их совместного существования в городе. Следствий два: полная утрата представлений о понятии «современность» и потеря уважения к архитектуре в современном обществе.

    Возможно, стоит посмотреть на прошедший век «другими глазами» и попробовать выявить и совместно осмыслить то, что одни знают, другие помнят, как самодостаточные, «штучные», факты и события истории. К тому же зачастую просто «проходим мимо» отдельных сюжетов, что вполне «естественно», поскольку о них не приходится задумываться в повседневной жизни.

    Целостная картина событий, причастных к архитектуре вокруг начала прошлого века, дает нам еще один шанс к осмыслению того, что события тех лет в равной мере принадлежат тому и нашему времени. Объединяет их как раз понятие «современность». Протяженность современности – возможно наиболее остро и дискуссионно воспринимаемое словосочетание в каждодневной жизни всех прошедших с тех пор десятилетий. И это не удивительно: за последнее столетие в нашей отечественной истории (и архитектура – не исключение) происходило столько «тектонических сдвигов» и революционных преобразований, что сиюминутные оценки, а, точнее – предпочтения, затмевают собой подлинно остающиеся в истории ценности. Для архитектуры и градоустройства это особенно болезненно, и без ущерба для их осмысления здесь не обходится. Постоянные изменения творческой направленности, которые зачастую не вытекают из логики, формирующей профессиональные тенденции, а в большей мере – подвержены различным, преходящим умонастроениям, но при этом ломающим, как правило, «жизнь и судьбу» не только мастеров архитектуры, но и больших, и малых городов, не позволяют сформировать полноценно работающие представления о связности, протяженности, закономерностях формотворческих преобразований, без которых невозможна современная архитектура.

    11 июня в музее можно будет обсудить «жизнь и судьбу» одного из ключевых для осмысления современности понятий – «пролеткульт», поскольку именно здесь в свое время сформировался содержательный узел взаимоотношений усредняющей ценность творчества массовой культуры и закономерно стремящегося к совершенству подлинно индивидуального творчества. «Разрубить», а лучше - развязать этот узел не удается по сей день…

    Цена билета - 25 рублей, количество мест ограниченно!