с 9 февраля 2017 по 17 апреля 2017
Выставка из цикла «Грани ХХ века», открывающая юбилейный год для Самарского областного художественного музея, представляет вниманию зрителей музейное собрание отечественной оригинальной графики ХХ века. В экспозиции представлено 88 графических произведений, исполненных в технике карандаша, акварели, гуаши. Каждое них уникально и неповторимо - так же, как и произведение живописи. Этим они отличаются от эстампа, тиражной графики, где гравюра является оттиском на бумаге со специальным образом обработанного носителя, и наряду с другими оттисками, сделанными с этого носителя, считается подлинным произведением искусства. В отличие от живописи, графика, как правило, говорит с нами скупым, лаконичным языком черного и белого. Ее задача - минимумом средств достичь максимальной выразительности, здесь преобладает линеарное начало, подчеркивается плоскость бумажного листа, акцентируется его белый фон.
Выставку открывают замечательные работы мастеров «Серебряного века» – рубежа Х1Х и ХХ веков, это время расцвета отечественной графики. Графика занимала центральное место в творческой практике членов художественного объединения «Мир искусства». Для «мирискусников» было характерно особое внимание к графической культуре, они подняли ее на новую высоту. При этом им были чужды как демократический реализм, так и авангард, их творчество носило ретроспективный характер, проникнуто эстетизмом, во многом близко символизму. В городских пейзажах А. Бенуа, М. Добужинского, Г. Лукомского, А. Остроумовой-Лебедевой сквозит любовное внимание к старине, будь то Павловск, Великий Новгород, Версаль или старый Львов. «Мирискусники» проявляли большой интерес к книжной графике, подняв ее на новый уровень; уделяли большое внимание театру. Проникнутая как бы небесной голубизной, сотканная из воздушных струй гуашь А. Головина «В парке», скорее всего, непосредственно связана с его работой над оформлением оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и близка стилистике модерна. Замечательным украшением выставки является большая акварель В.Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем», исполненная в 1914 году в стиле модерн. Работа была призвана воплотить патриотический дух русского народа в годы Первой мировой войны. Сюжет ее – поединок русского и ордынского богатырей перед войсками на Куликовом поле.
Музей обладает замечательной коллекцией русского авангарда, в нее входят и произведения графики. Среди них – «Архитектурная композиция» А. Лентулова, в которой по-лентуловски экспрессивно как бы завязаны в единый узел мотивы архитектуры московских храмов; «Фантастическая композиция» М. Ле Дантю, с кубистически фрагментированными элементами восточной сказки. Это решенный в стилистике того же кубофутуризма, но ахроматический, черно-белый карандашный набросок ландшафта с проносящимся поездом П. Кончаловского – все работы 1910-х гг. Дух новой, ниспровергающей классику эпохи воплотила в своем кубофутуристическом эскизе костюма Меркуцио к спектаклю по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» в постановке А. Таирова «амазонка авангарда» А. Экстер. Представлены здесь и работы Н. Попова, уроженца Самары, который вместе с художниками Г. Ряжским и С. Адливанкиным прибыл организовывать в родном городе Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС. Это экспрессивные листы «Скрипач» и «Эскиз плаката для театра «Бим–Бом» (1920), в которых формы трактуются с поправкой на популярные тогда среди левых художников кубистические приемы.
В собрании музея – три графических наброска Б. Кустодиева, это портреты жены и дочери художника, исполненные в 1920-е гг. Женские образы в произведениях Кустодиева всегда воплощают жизнелюбие, душевное и телесное здоровье, независимо от того, является ли это произведение программной картиной художника или скромным графическим наброском.
Советская графика 1920-х – 1930-х гг., как и все советское искусство, развиваясь в рамках требований соцреализма, призвана была воплотить дух героической борьбы народа за построение нового общества, его стремление к «светлому будущему». Музей хранит четыре выразительных рисунка известного советского художника А. Дейнеки; это сцены труда рабочих – «На откатке», «Завод», – а также его занятий в свободное время – «Физкультура», «Футбол». Дейнека входил в «Общество станковистов», сокращенно «ОСТ», по духу близкой к немецкому экспрессионизму. В то же время «аххровццы» – члены «Ассоциации художников революционной России» – Н. Шестопалов, И. Горюшкин-Сорокопудов и другие, в соответствии с установками коммунистической партии, осуждавшей «левое искусство», программно возвращаются к реализму предшествующего времени, продолжая традиции передвижничества.
Графика времен Великой отечественной войны, как правило, носила репортажный характер, автор часто выступает здесь как непосредственный свидетель событий, разворачивающихся в тылу и на фронте. О суровой атмосфере московского военного быта свидетельствуют акварели Т.Ереминой «В метро», «Тревога», написанные в 1942-м году. Руины Пулково изобразил А.Романов в акварелях, сделанных в только что освобожденном от фашистов Ленинграде. Написанные в 1945–м акварели М. Бобышова, изображающие Салют Победы, в Москве и Ленинграде, построены на несколько приглушенном контрасте цветовых всполохов – на фоне темно-синего неба.
Графика 1950-х представлена работой Р. Гершаника «Портрет новатора производства, лауреата Сталинской премии В. Хрисановой» (1951), «Портретом М.И.Сергиевской» О.Карташева (1959) и пейзажем Б.Семенова «Улица после дождя» (1954). Этим листам присуща обстоятельность графических характеристик, тщательное выписывание деталей, программная ориентация на классическое искусство передвижников. На выставке можно увидеть и графические работы куйбышевских художников 1960-х гг. – Б. Филипченко, Б. Эрбштейна; 1970-е представлены рисунками А.Песигина, Н.Бикулова, В.Бакумова. Особое место на выставке занимает графика российского андеграунда – контурный, исполненный фломастером «Портрет О.М.Асеевой» (1966) талантливого художника с трагической судьбой А.Зверева.
Экспрессивные, сближающиеся по стилистике с рисунками позднего Пикассо графические листы Э.Белютина – «Портрет человека в очках» и «Три женщины» 1970-х гг. – являются частью большого собрания живописи и графики художника, которое в последние годы было передано Самарскому музею вдовой художника, историком искусства Н. Молевой. Заключают выставку исполненные в 2000-е гг. графические работы самарцев В.Сухова и Л.Шерешевского, художников очень разных, но сближающихся философичностью своего мышления, пуристической строгостью графического языка.
Собрание графики ХХ века складывалось на протяжении всего этого столетия, оно продолжает расти и в настоящее время, благодаря целенаправленной деятельности музейных сотрудников.