ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Выставка из цикла «Грани XX века»

    с 9 февраля 2017 по 17 апреля 2017

    Выставка из цикла «Грани ХХ века», открывающая юбилейный год для Самарского областного художественного музея, представляет вниманию зрителей музейное собрание отечественной оригинальной графики ХХ века. В экспозиции представлено 88 графических произведений, исполненных в технике карандаша, акварели, гуаши. Каждое них уникально и неповторимо - так же, как и произведение живописи. Этим они отличаются от эстампа, тиражной графики, где гравюра является оттиском на бумаге со специальным образом обработанного носителя, и наряду с другими оттисками, сделанными с этого носителя, считается подлинным произведением искусства. В отличие от живописи, графика, как правило, говорит с нами скупым, лаконичным языком черного и белого. Ее задача - минимумом средств достичь максимальной выразительности, здесь преобладает линеарное начало, подчеркивается плоскость бумажного листа,  акцентируется его белый фон.

    Выставку открывают замечательные работы мастеров «Серебряного века» – рубежа Х1Х и ХХ веков, это время расцвета отечественной графики. Графика занимала центральное место в творческой практике членов художественного объединения «Мир искусства». Для «мирискусников» было характерно особое внимание к графической культуре, они подняли ее на новую высоту. При этом им были чужды как демократический реализм, так и авангард, их творчество носило ретроспективный характер, проникнуто эстетизмом, во многом близко символизму. В городских пейзажах А. Бенуа, М. Добужинского, Г. Лукомского, А. Остроумовой-Лебедевой сквозит любовное внимание к старине, будь то Павловск, Великий Новгород, Версаль или старый Львов. «Мирискусники» проявляли большой интерес к книжной графике, подняв ее на новый уровень; уделяли большое внимание театру. Проникнутая как бы небесной голубизной, сотканная из воздушных струй гуашь А. Головина «В парке», скорее всего, непосредственно связана с его работой над оформлением оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и близка стилистике модерна. Замечательным украшением выставки является большая акварель В.Васнецова «Единоборство Пересвета с Челубеем», исполненная в 1914 году в стиле модерн. Работа была призвана воплотить патриотический дух русского народа в годы Первой мировой войны. Сюжет ее – поединок русского и ордынского богатырей перед войсками на Куликовом поле.

    Музей обладает замечательной коллекцией русского авангарда, в нее входят и произведения графики. Среди них – «Архитектурная композиция» А. Лентулова, в которой по-лентуловски экспрессивно как бы завязаны в единый узел мотивы архитектуры московских храмов; «Фантастическая композиция» М. Ле Дантю, с кубистически фрагментированными элементами восточной сказки. Это решенный в стилистике того же кубофутуризма, но ахроматический, черно-белый карандашный набросок ландшафта с проносящимся поездом П. Кончаловского – все работы 1910-х гг. Дух новой, ниспровергающей классику эпохи воплотила в своем кубофутуристическом эскизе костюма Меркуцио к спектаклю по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» в постановке А. Таирова «амазонка авангарда» А. Экстер. Представлены здесь и работы Н. Попова, уроженца Самары, который вместе с художниками Г. Ряжским и С. Адливанкиным прибыл организовывать в родном городе Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС. Это экспрессивные листы «Скрипач» и «Эскиз плаката для театра «Бим–Бом» (1920), в которых формы трактуются с поправкой на популярные тогда среди левых художников кубистические приемы.

    В собрании музея – три графических наброска Б. Кустодиева, это портреты жены и дочери художника, исполненные в 1920-е гг. Женские образы в произведениях Кустодиева всегда воплощают жизнелюбие, душевное и телесное здоровье, независимо от того, является ли это произведение программной картиной художника или скромным графическим наброском.

    Советская графика 1920-х – 1930-х гг., как и все советское искусство, развиваясь в рамках требований соцреализма, призвана была  воплотить дух героической борьбы народа за построение нового общества, его стремление к «светлому будущему». Музей хранит четыре выразительных рисунка известного советского художника А. Дейнеки; это сцены труда рабочих – «На откатке», «Завод», – а также его занятий в свободное время – «Физкультура», «Футбол». Дейнека входил в «Общество станковистов», сокращенно «ОСТ», по духу близкой к немецкому экспрессионизму. В то же время «аххровццы» – члены «Ассоциации художников революционной России» – Н. Шестопалов, И. Горюшкин-Сорокопудов и другие, в соответствии с установками коммунистической партии, осуждавшей «левое искусство», программно возвращаются к реализму предшествующего времени, продолжая традиции передвижничества.

    Графика времен Великой отечественной войны, как правило, носила репортажный характер, автор часто выступает здесь как непосредственный свидетель событий, разворачивающихся в тылу и на фронте. О суровой атмосфере московского военного быта свидетельствуют акварели Т.Ереминой «В метро», «Тревога», написанные в 1942-м  году. Руины Пулково изобразил А.Романов в акварелях, сделанных в только что освобожденном от фашистов Ленинграде. Написанные в 1945–м акварели М. Бобышова, изображающие Салют Победы, в Москве и Ленинграде, построены на несколько приглушенном контрасте цветовых всполохов – на фоне темно-синего неба.

    Графика 1950-х представлена работой Р. Гершаника  «Портрет новатора производства, лауреата Сталинской премии В. Хрисановой» (1951), «Портретом М.И.Сергиевской» О.Карташева (1959) и пейзажем Б.Семенова «Улица после дождя» (1954). Этим листам присуща обстоятельность графических характеристик, тщательное выписывание деталей, программная ориентация на классическое искусство передвижников. На выставке можно увидеть и графические работы куйбышевских художников 1960-х гг. – Б. Филипченко, Б. Эрбштейна; 1970-е представлены рисунками А.Песигина, Н.Бикулова, В.Бакумова. Особое место на выставке занимает графика российского андеграунда – контурный, исполненный фломастером «Портрет О.М.Асеевой» (1966) талантливого художника с трагической судьбой А.Зверева.

    Экспрессивные, сближающиеся по стилистике с рисунками позднего Пикассо графические листы Э.Белютина – «Портрет человека в очках» и «Три женщины» 1970-х гг. – являются частью большого собрания живописи и графики художника, которое в последние годы было передано Самарскому музею вдовой художника, историком искусства Н. Молевой. Заключают выставку исполненные в 2000-е гг. графические работы самарцев В.Сухова и Л.Шерешевского, художников очень разных, но сближающихся философичностью своего мышления, пуристической строгостью графического языка.

    Собрание графики ХХ века складывалось на протяжении всего этого столетия, оно продолжает расти и в настоящее время, благодаря целенаправленной деятельности музейных сотрудников.