ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Takabayashi M. У входа в храм

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Грани ХХ века. Оттепель»

    с 29 июня 2017 по 3 сентября 2017

    Выставка «Грани ХХ века. Оттепель»

     

    Интерес к теме «Оттепель» в наш время очень высок. Это была пора крупных научно-технических достижений, поисков новых путей экономического развития, высокого подъема в области отечественного кинематографа, литературы, изобразительного искусства. В Государственной Третьяковской галерее развернута  масштабная выставка «Оттепель», которая отхватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина объявили первую амнистию политических заключенных, - до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзии о возможности построения социализма «с человеческим лицом». Развенчание культа личности Сталина Хрущевым привело в итоге к десакрализации власти. Вместо культа личности и культа героев – «лучших людей» советской страны – в период оттепели преобладает понимание ценности каждого человека, индивидуальность которого должна раскрываться в коллективе. «Космос» и «атом» определили диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое должно наступить уже завтра. В свете вышесказанного «оттепель» можно рассматривать как важнейший политический, социальный и культурный проект в советской истории, одну из «великих утопий» ХХ века.

     

             Выставка в Самарском художественном музее продолжает и определенным образом развивает тему «оттепели» применительно к местному, самарскому измерению. Здесь представлены произведения живописи, графики из собрания СОХМ, а также документальный, фотографический материалы по истории и культуре Куйбышева-Самары периода «оттепели». Материал структурирован по темам:

     

             «Человек оттепели» - портреты людей оттепели, представителей творческой интеллигенции, студенчества, рабочих,  колхозников. Среди них  – работы известных советских художников – Д.Жилинского («Портрет скульптора Зеленского с дочерью»), А. Пластова («Петр Тоньшин»), Вычугжанина («Портрет студентки Наташи Поповой»), а также портреты, исполненные художниками Куйбышева - Самары – С.Гориновым («Портрет работницы Люси Костиной», В.Калашниковым («Портрет сельского комсомольца»), А.Песигиным («Автопортрет» и «Портрет скульптора В.Снеговской»).

     

    Тема: новый городской быт 1960-х гг. будет представлена двумя инсталляциями в зале – типичной квартирой 1960-х и мастерской художника-шестидесятника  (на материале работ кубышевцев В.Сушко и А.Песигина).

     

     Теме современного быта посвящены произведения живописи и графики конца 1950-х – 1960-х гг., среди них – картина куйбышевца  С.Горинова «Первая весна», гравюры москвичей Г.Захарова и И.Голицына.

    Свое отражение в экспозиции найдет тема «физики и лирики», которая широко дискутировалась в те годы. Пиетет перед наукой и ее стремлением  познавать все новые и новые горизонты – от «атома» до Космоса – выражен в работах Э.Глебовой (Молодые ученые», «Химики», Лаборатория»), К.Печуричко («Спецфизкультура»).

     

    Расширение культурных горизонтов, частичное падение «железного занавеса» во время хрущевской оттепели, проявившееся для г. Куйбышева в побратимстве его с болгарским городом Стара-Загора, будет проиллюстрировано картинами болгарских художников, которые неоднократно посещали наш город в это время.

    Здесь же представлены работы Э.Белютина – представителя советского андеграунда 1960- 1970- х гг., которые недавно были переданы в дар Н.Молевой.

     

    Тема строительства светлого будущего, мечта об утопических  «голубых городах»,  которая словно бы на глазах становятся реальностью, воплощена в работах С.Горинова («В новом районе»), О.Карташева («Весенние дни»),  В.Белоусова («Карусель» и «Первая зима»).

    На первый план выходит тема трудовых будней советского человека, способного претерпевать каждодневные тяжелые испытания, покоряя природу,  жертвовать своим,  личным во имя построения «светлого будущего»: Ю.Филиппов «В диспетчерской», Ю.Боско «Будни Сталинградской ГЭС», В.Клецель «Кузнечный цех».

    Особенно выделяется полотно представителя т.н. «сурового стиля»  Г.Коржева «В дороге», где изображена молодая женщина в ватнике, отправляющаяся на дальние стройки Сибири, она прижимает к груди сверток с ребенком и как бы провидит «светлое будущее»  – невзирая на все трудности, которые предстоит преодолеть.

            

             Освоение, преобразование  природы – важнейшая тема выставки. Для нашего города – это строительство Волжской ГЭС, изменение ландшафта Самарской Луки, которое, в конечном счете, имело и негативные последствия для природы края. Картины Я.Ромаса («Там, где будет Куйбышевская ГЭС»), О.Карташева («На Жигулевском море»), Г.Филатова («Поселок нефтяников» и «Под городом Куйбышевом») написаны «по горячим следам», художники выезжали на строительство ГЭС и непосредственно отслеживали происходящие изменения ландшафта.

     

             Особую страницу выставки представляет тема деревня и художники-«деревенщики» конца 1950-х – 1960- х гг. Оттепельное время обратило часть авторов к глубокому, душевному переживанию мира русской деревни, красоты и нравственности деревенского уклада.  Это явственно проявилось в творчестве В.Стожарова (натюрморт Московская сдоба» и пейзаж «Дома на берегу. Важгорт»), А.Тутунова («Нагорье. В чайной»), братьев Ткачевых («Дорогой гость»), эскизе В.Иванова к картине «Полдник».

            

             Организаторы выставки поставили целью акцентировать и т.н. самарскую «отложенную оттепель» –  продолжение развития оттепельных процессов в творчестве ведущих куйбышевских художников – В.Пурыгина, Н.Шеина, В.Белоусова – в 1970 - 1980-е годы, уже в период застоя. Эти мастера в конечном итоге остро ощутили тот экологический ущерб, который нанесли Природе «героические усилия» человека, стремящегося ее покорить во что бы то ни стало. Природа мстит своим покорителям,  Волга выходит из берегов в картинах В.Пурыгина («Строители»). Она заявляет о своих правах в полотнах Н.Шеина и В.Белоусова.

     

             Выставка «Оттепель»  объединит свыше ста работ живописи, графики, прикладного искусства из собрания Самарского художественного музея.