с 29 июня 2017 по 3 сентября 2017
Выставка «Грани ХХ века. Оттепель»
Интерес к теме «Оттепель» в наш время очень высок. Это была пора крупных научно-технических достижений, поисков новых путей экономического развития, высокого подъема в области отечественного кинематографа, литературы, изобразительного искусства. В Государственной Третьяковской галерее развернута масштабная выставка «Оттепель», которая отхватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина объявили первую амнистию политических заключенных, - до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзии о возможности построения социализма «с человеческим лицом». Развенчание культа личности Сталина Хрущевым привело в итоге к десакрализации власти. Вместо культа личности и культа героев – «лучших людей» советской страны – в период оттепели преобладает понимание ценности каждого человека, индивидуальность которого должна раскрываться в коллективе. «Космос» и «атом» определили диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое должно наступить уже завтра. В свете вышесказанного «оттепель» можно рассматривать как важнейший политический, социальный и культурный проект в советской истории, одну из «великих утопий» ХХ века.
Выставка в Самарском художественном музее продолжает и определенным образом развивает тему «оттепели» применительно к местному, самарскому измерению. Здесь представлены произведения живописи, графики из собрания СОХМ, а также документальный, фотографический материалы по истории и культуре Куйбышева-Самары периода «оттепели». Материал структурирован по темам:
«Человек оттепели» - портреты людей оттепели, представителей творческой интеллигенции, студенчества, рабочих, колхозников. Среди них – работы известных советских художников – Д.Жилинского («Портрет скульптора Зеленского с дочерью»), А. Пластова («Петр Тоньшин»), Вычугжанина («Портрет студентки Наташи Поповой»), а также портреты, исполненные художниками Куйбышева - Самары – С.Гориновым («Портрет работницы Люси Костиной», В.Калашниковым («Портрет сельского комсомольца»), А.Песигиным («Автопортрет» и «Портрет скульптора В.Снеговской»).
Тема: новый городской быт 1960-х гг. будет представлена двумя инсталляциями в зале – типичной квартирой 1960-х и мастерской художника-шестидесятника (на материале работ кубышевцев В.Сушко и А.Песигина).
Теме современного быта посвящены произведения живописи и графики конца 1950-х – 1960-х гг., среди них – картина куйбышевца С.Горинова «Первая весна», гравюры москвичей Г.Захарова и И.Голицына.
Свое отражение в экспозиции найдет тема «физики и лирики», которая широко дискутировалась в те годы. Пиетет перед наукой и ее стремлением познавать все новые и новые горизонты – от «атома» до Космоса – выражен в работах Э.Глебовой (Молодые ученые», «Химики», Лаборатория»), К.Печуричко («Спецфизкультура»).
Расширение культурных горизонтов, частичное падение «железного занавеса» во время хрущевской оттепели, проявившееся для г. Куйбышева в побратимстве его с болгарским городом Стара-Загора, будет проиллюстрировано картинами болгарских художников, которые неоднократно посещали наш город в это время.
Здесь же представлены работы Э.Белютина – представителя советского андеграунда 1960- 1970- х гг., которые недавно были переданы в дар Н.Молевой.
Тема строительства светлого будущего, мечта об утопических «голубых городах», которая словно бы на глазах становятся реальностью, воплощена в работах С.Горинова («В новом районе»), О.Карташева («Весенние дни»), В.Белоусова («Карусель» и «Первая зима»).
На первый план выходит тема трудовых будней советского человека, способного претерпевать каждодневные тяжелые испытания, покоряя природу, жертвовать своим, личным во имя построения «светлого будущего»: Ю.Филиппов «В диспетчерской», Ю.Боско «Будни Сталинградской ГЭС», В.Клецель «Кузнечный цех».
Особенно выделяется полотно представителя т.н. «сурового стиля» Г.Коржева «В дороге», где изображена молодая женщина в ватнике, отправляющаяся на дальние стройки Сибири, она прижимает к груди сверток с ребенком и как бы провидит «светлое будущее» – невзирая на все трудности, которые предстоит преодолеть.
Освоение, преобразование природы – важнейшая тема выставки. Для нашего города – это строительство Волжской ГЭС, изменение ландшафта Самарской Луки, которое, в конечном счете, имело и негативные последствия для природы края. Картины Я.Ромаса («Там, где будет Куйбышевская ГЭС»), О.Карташева («На Жигулевском море»), Г.Филатова («Поселок нефтяников» и «Под городом Куйбышевом») написаны «по горячим следам», художники выезжали на строительство ГЭС и непосредственно отслеживали происходящие изменения ландшафта.
Особую страницу выставки представляет тема деревня и художники-«деревенщики» конца 1950-х – 1960- х гг. Оттепельное время обратило часть авторов к глубокому, душевному переживанию мира русской деревни, красоты и нравственности деревенского уклада. Это явственно проявилось в творчестве В.Стожарова (натюрморт Московская сдоба» и пейзаж «Дома на берегу. Важгорт»), А.Тутунова («Нагорье. В чайной»), братьев Ткачевых («Дорогой гость»), эскизе В.Иванова к картине «Полдник».
Организаторы выставки поставили целью акцентировать и т.н. самарскую «отложенную оттепель» – продолжение развития оттепельных процессов в творчестве ведущих куйбышевских художников – В.Пурыгина, Н.Шеина, В.Белоусова – в 1970 - 1980-е годы, уже в период застоя. Эти мастера в конечном итоге остро ощутили тот экологический ущерб, который нанесли Природе «героические усилия» человека, стремящегося ее покорить во что бы то ни стало. Природа мстит своим покорителям, Волга выходит из берегов в картинах В.Пурыгина («Строители»). Она заявляет о своих правах в полотнах Н.Шеина и В.Белоусова.
Выставка «Оттепель» объединит свыше ста работ живописи, графики, прикладного искусства из собрания Самарского художественного музея.