с 16 июля 2018
Закрытие выставки «Самарские древности»
Выставка «Самарские древности», посвященная миниатюрам единственного свидетеля первых лет истории города – рукописной книги 1628/29 гг., известной как «Самарская рукопись», закрылась. Вчера на церемонии закрытия директор музея Алла Шахматова поблагодарила всех участников и партнеров выставки – музеи, библиотеки, архивы, частные собрания – и выразила надежду на то, что Самарский художественный музей этой выставкой помог городу приблизиться к осознанию своих культурных корней.
Мы признательны Российской национальной библиотеке за возможность показать на выставке главный памятник ранней истории города – «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и «Житие НифонтаКонстанцского», содержащие почти 400 иллюстраций, созданных первым самарским художником, а также познакомить зрителя с уникальным информационным ресурсом – «Книжное сокровище древней Самары»– разработанным РНБ специально для этой рукописи.
Благодарим Пугачевский краеведческий музей имени К.И. Журавлева за предоставленные на выставку редкие для нашего региона культовые предметы XVI-XVIIIвв. (крест-энколпион, дарохранительница – «церковь походная», вкладной дар императрицы Екатерины IIи др.). Они помогли нам воссоздать духовную атмосферу, в которой создавалась Самарская рукопись.
Выражаем благодарность Краеведческому музею городского округа Сызрань за возможность показать на выставке образцы вооружения, характерные для русской армии XVIIв., и помочь зрителю вообразить вещественный мир Самарского городка времени написания рукописи.
Мы благодарны Самарскому областному историко-краеведческому музею им. П.В. Алабина, археологические материалы которого позволили сделать рассказ о поиске места первой Самарской крепости на современной карте города более осязаемым. Впервые горожане и гости города смогли увидеть артефакты, с которых примерно 50 лет назад началась история археологических поисков Самарской крепости XVIIв.
Выражаем большую признательность Самарской областной универсальной научной библиотеке за тесное сотрудничество в деле популяризации Самарской рукописи и возможность показать на выставке уникальные образцы рукописных книг и старопечатных изданий XVIIв. Без этих экспонатов мы не смогли бы представить широкий диапазон географии книгопечатания, издательских техник, манеры переписчиков и миниатюристов, с которыми зритель мог познакомиться на выставке. Внушительная коллекция редких книг библиотекипозволила нам показатьна выставкеединственный в Самаре книжный окладXVIIстолетия – уникальное произведение ювелирного искусства второй половины XVIIв., исполненное в традициях русского примитива, которое ждёт еще своего исследователя.
БлагодаримЦентральный государственный архив Самарской области за возможность показать на выставке реплики старинных средневековых карт, изучение которых постоянно поддерживает в городе дискуссию о его древнейшей истории.
Мы признательны Cтарообрядческой общине г. Самары Древлеправославной Поморской Церкви, коллекция икон и старопечатных книг которой помогла дополнить выставку ценными экспонатами, в том числе редким в изобразительном искусстве и культовом литье образом преп. Нифонта, и показать сюжеты, созвучные миниатюрам Самарской рукописи.
Особую благодарность мы приносим частным коллекционерам Самары: Андрею Болдыреву за возможность показать редчайший иконописный памятник XVIIв. икона «Богоматерь Что Тя наречем» и Алексею Филиппову за предметы декоративно-прикладного искусства, которые дали зрителю представление о предметах быта кочевников. Благодарим Военно-исторический клуб «Черные гусары» за помощь в оформлении выставки.
Отдельно хотим поблагодарить Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева и его профессора Эдуарда Львовича Дубмана за кропотливую и терпеливую работу над научной концепцией выставки и макетом Самарского городка и старшего научного сотрудника Научно-исследовательской лаборатории археологии Сергея Эдгардовича Зубова, без помощи которого мы не смогли бы рассказать зрителю о новейших археологических поисках первой Самарской крепости.
Открыть зрителю сложный визуальный мир средневековой русской миниатюрымы смогли только благодаря выразительным и полным чувства репликам лучших миниатюр «Повести о Варлааме и Иоасафе» и «Жития НифонтаКонстанцского», исполненным художником-графиком Алексеем Зуевым. Эти графические листы сталина выставке своего рода оммажем – жестом уважения современной графики– первой самарской иллюстрации. После экспонирования на выставке эти произведения станут частью основного фонда Самарского художественного музея.
Создать образ экспозиции и выстроить её смысловые акценты музею помог Архитектурно-строительный институт Самарского политехнического университета и его преподаватель, архитектор Петр Александрович Данилов, работавший со своими студентаминад дизайном выставки.
Мы признательны историческому и археологическому сообществу города (Музею археологии Поволжья Самарского государственного социально-педагогического университета, Музею археологии и этнографии Самарского университета, Самарскому археологическому обществу), а также градозащитнику Армену Арутюнову, - за помощь в работе над выставкой, проходившей в атмосфере активных научных дискуссий, без которых не может развиваться ни один серьезный проект.
Особую признательность музей приносит историку Андрею Макарову, который не только открыл Самаре существование Самарской рукописиXVIIвека и предложил музею сделать выставку её миниатюр, но и оказал большую поддержку в привлечении к работе над выставкой «Самарские древности» крупных российских историков, филологов и искусствоведов, изучающих рукопись и её миниатюры (петербургскихславистов – Екатерину Крушельницкую и Анатолия Турилова, культуролога Николая Буцких, художника Игоря Вишню, московского искусствоведа Юрия Грибова и многих других), а также приложил немало сил для выстраивания научной концепции экспозиции. Большую помощь в выборе миниатюр и популяризации рукописи оказал самарский коллекционер и культуролог Роман Мантай, которому мы чрезвычайно благодарны.
Выставка оказалась содержательной и визуально нетрадиционной для музей благодаря работе её кураторов – ученого секретаря Юлии Жердевой, главного хранителя Маргариты Кожевниковой и заведующего выставочным отделом Яны Даниловой, а также всех сотрудников музея, принимавших участие в подготовке и презентации проекта.