с 15 февраля 2012 по 15 апреля 2012
Самарский областной художественный музей обладает богатой коллекцией произведений советских художников 1917-1990-х гг. Большая часть этих картин долгое время не выставлялась. Сейчас у новых зрителей появляется редкий шанс увидеть их «очищенными» от идеологической оптики.
Выставка посвящена исторической динамике женского образа в советском искусстве, с первых и до последних лет советской власти. На ней представлено свыше шестидесяти произведений: картины, графические произведения, скульптура, фарфоровая пластика, а также предметы женской одежды и аксессуары различных периодов советского времени. Все эти экспонаты, взятые из частных коллекций, образуют богатый бэкграунд выставки, как и воспроизводимая в электронном виде визуальная продукция (агитплакаты, реклама, киноафиши, фотоматериалы).
В основе экспозиционного решения - хронологический принцип, сочетающийся с типологическим. Зритель имеет возможность проследить бытование женской образности в эстетике советского. Выставка – не воспевание «красоты». Незаинтересованное любование было чуждо языку соцреализма. Поэтому на этих картинах крайне мало классически «красивых» женщин. Здесь представлены доминирующие типажи различных периодов советской эпохи, «ипостаси», предписанные социумом «новой женщине». Это эмансипированная женщина – работница, колхозница, наряду с мужчиной участвующая в созидании социализма и грядущего коммунизма; женщина-мать, пользующаяся почетом и уважением государства, представительница советской интеллигенции.
Галерею образов открывают произведения 1920-х годов. Среди них центральное место занимают «Девушка в синей шляпе» Николая Попова из постоянной экспозиции «Искусство русского авангарда», а также женские портреты малоизвестного самарского художника Тихона Успенского. Большинство героинь здесь еще хранят в себе атрибуты традиционно женского – украшения, косметика, подчеркнуто женские костюмы, цветы. Здесь есть четкое разделение на «городскую» и «деревенскую» образность, подчеркнуты социальные контрасты.
Н. Попов "Девушка в синей шляпе", 1920-е.
Соцрелизм 1930-х решительно порывает с подобной атрибутикой. Здесь нет места и отрешенным пассивным позам, в которых изображали женщину в недавнем прошлом. Уходит интимное пространство. Нет и расслоения, только деление на рабочих, крестьянство и интеллигенцию. В разделе доминируют «Девушка в красном» Георгия Ряжского и «Работница» Александра Самохвалова. Мы видим советских женщин, активно участвующих в политических акциях: они с энтузиазмом маршируют в колоннах демонстрантов (картины «Демонстрация на Красной площади», «Маевка»).
А. Самохвалов "Работница", 1930-е.
Искусство военного времени представлено «Портретом Героя Советского Союза летчицы Чечневой» Виктора Прибыловского, полотном «Боевая подруга» куйбышевца Бориса Филипченко.Радостная эпоха «возвращения победителей» раскрыта в больших полотнах Иосифа Гурвича «На стадионе», а также в одном из центральных произведений выставки - «После работы. Волгари» Георгия Савицкого. В нем прослеживаются традиции в широком диапазоне от фламандской школы, изображавшей народные гуляния, до передвижников. Радость жизни, оптимизм и вера – основные мотивы послевоенной эйфории, которой наполнена картина.
Г. Савицкий "После работы. Волгари", 1950-е.
По контрасту с ней особый интерес представляет монументальное полотно Гелия Коржева «В дороге» (1962), написанное в лучших традициях «сурового стиля». Сейчас это полотно воспринимается как образчик «магического» или «метафизического» реализма, а также перекликается с американским гиперреализмом 70-х. Картина с ее жесткой образностью стала фактом общей реакции на торжественно-избыточную эстетику сталинской эпохи. Ей на смену пришел аскетизм изображения простых тружеников. Центральные персонажи здесь – женщина и машина. Гигантизм форм, изначально задуманный как изображение героизма «строек века», ныне пугает. Люди на картине сейчас воспринимаются едва ли не как жертвы окружающей беспросветности.
Г. Коржев "В дороге", 1962
Среди произведений, созданных во время хрущевской оттепели, также крайне интересен «Полдник» Виктора Иванова (1966), в схематизме и цветовой гамме которого перекликается множество живописных традиций ХХ века от Гогена, «Бубнового валета» и «Голубой розы» до того же «сурового стиля», но в более поэтическом ключе. Картину можно воспринимать как эхо русского авангарда в соцрелистической эстетике.
В. Иванов "Полдник", 1966
В картины 60-х активно вторгается шестидесятнический быт, развиваются типажи интеллигенции, например, в картинах Дмитрия Жилинского («Портрет скульптора Зеленского с дочерью»).
Д. Жилинский "Портрет скульптора Зелинского с дочерью", 1960-е
Экспозицию завершают произведения рубежа 80-х и 90-х годов, завершившихся распадом Советского Союза. Образы здесь постепенно обретают все больший уклон в сторону модернистских тенденций.
И.Карпунов "Портрет В.Черновой". 1990-е.
Каждый зритель волен сам решать, какой явится ему эта выставка – либо собранием живых образов, рождающих новые смыслы, либо набором отживших артефактов ушедшей эпохи. Выставка усиливает интерес к культурному наследию, приглашает к диалогу о том, что из искусства предшествующего времени следует взять с собой в будущее.
Татьяна Петрова, Константин Зацепин