ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    ВЫСТАВКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СВЕТА И ТЕНИ»

    ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ   ГРАВЮРА XVI-XIXВВ.

    В СОБРАНИИ САМАРСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

     

    Выставка «Путешествие в мир света и тени» вводит нас в мир западноевропейской гравюры ХV1-Х1Х вв. из собрания Самарского художественного музея. Представлено около ста произведений мастеров европейских школ графики. Экспозиция раскрывает богатство музейных фондов,  в которое входят работы выдающихся мастеров гравюры – великого голландца Рембрандта, мастера офорта француза Жака Калло, графические серии итальянца Джованни Батиста Пиранези и англичанина Уильяма Хогарта. Одновременно демонстрируются гравюры резцом, офорты, литографии авторов, творчество которых совсем неизвестно широкой публике – это работы итальянцев Д.Фальда, Стефано делла Белла, Ф.Бартолоцци, А.Визентини; немцев Г.Гольциуса, Г.Шмидта, французов Ж.Боварле, С.Бурдона, англичанина К.Каттона и других авторов. Многие работы в музее выставляются впервые, вообще же это самая обширная и значительная выставка западноевропейской гравюры в истории СОХМ.

    Эстамп, гравюра – вид изобразительного искусства, который не пользуется особой популярностью у современного зрителя и рассчитан на знатока. Гравюра берет свое начало от средневековой книжной иллюстрации, ориентированной на читателя, который держит книгу перед глазами. По сравнению с живописью графика не может поразить ни размерами, ни внешней броскостью, ни цветовым богатством.

    Классическая гравюра говорит с нами на строгом, эпически-пафосном языке. Благодаря фантазии автора и его умению вписать большое в малое, она способна вмещать огромные пространства. Внутреннее время гравюры как бы замкнуто на себя. Цвет и тон здесь перекладываются на систему разных яркостей, возникающих при  различной обработке материала, проявляющуюся в оттиске. Белое в гравюре есть свет, черное – тьма, контрастом белой бумаги и черной краски художник-график может создать впечатление ослепительной яркости и глубокого мрака, он может изображать не только освещенные предметы, но и самый свет, падающий в глаза.

    В жанрово-тематическом плане в гравюре, как и в живописи, бытуют мифологические композиции, бытовые сцены, пейзажи, в том числе и городские (ведуты), портреты и натюрморты.

    Гравюра по природе своей эфемерна. Лист бумаги парадоксально недолговечен, его легко уничтожить. Бумага – носитель отпечатка, который  оттискивается с твердой матрицы – листа металла или же деревянной доски, изображение на них высекается резцом или штихелем. Но и наличие матрицы не гарантирует гравюре жизнь в веках – после печати определенного количества оттисков чудо рождения шедевра из соприкосновения листа бумаги с награвированной металлической доской сходит на нет. Рабочая, награвированная часть доски постепенно стирается. И в конечном итоге для истории остается небольшое количество оттисков произведения, причем оригинальными считают только те из них, которые сделаны самим автором или печатником  при его участии.

    Гравюра в определенном смысле относится к коллективному творчеству: в процессе ее создания, как правило,  участвуют несколько человек. В офорте главная роль отводится  художнику-творцу, рисующему офортной иглой на поверхности металлической доски, покрытой кислотоупорным лаком (Рембрандт). Часто в последующий процесс травления металла кислотой вступают ученики, при этом автор продолжает принимать участие в создании работы, нанося дополнительные штрихи  после проведения очередного травления.

    Другие авторы создают лишь рисунки, которые потом отдают в работу  своей мастерской, граверам и печатникам (как, например, поступал знаменитый французский художник Гюстав Доре).

    Отличительной особенностью оформления листа гравюры является наличие внизу текста, поясняющего ее сюжет, сообщающего некие дополнительные сведения. Это указывает на прямое родство станковой гравюры с книжной иллюстрацией, из которой она когда-то вышла.  Внизу также указываются имена гравера, автора живописного подлинника (в репродукционной гравюре),   имена  печатника и издателя.

    Графические листы, как правило, хранятся в музеях в папках и редко видят свет – бумага боится солнечного света, и по инструкции  графику можно показывать не больше двух месяцев в году. Это обстоятельство тем более повышает значимость выставки из собрания музея.