ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Выставка Нели и Романа Коржовых "Поэзия отчужденности"

    с 2 ноября 2012 по 20 ноября 2012


    «Выставка «Поэзия отчужденности» - целостное высказывание двух художников. Она представляет совершенно новые работы – живопись и видеоарт. Пространство, время, память, познание мира через созерцание – содержательные константы Нели и Романа Коржовых (далее по тексту – НК и РК). Цветовое поле, линия, мазок, композиция – единицы их визуального синтаксиса. Питаясь энергетикой цветовых полей, минимализмом либо отсутствием предметного ряда, эти картины несут в себе больше, чем на них изображено.

    В новой серии работ НК продолжает работу с кинообразностью. Динамизм здесь достигает максимума – в качестве сюжетной основы серии избрана финальная сцена взрыва из фильма Антониони «Забриски пойнт». Взрыв – свободное парение распавшихся предметов на глубоком синем фоне. Серия представляет собой набор стоп-кадров этой сцены, взятых в нарочито плохом качестве, размытых, нечетких. Распались не только сами предметы, но и их изображения, сам кинообраз, запечатлевший их. Предметность продолжает «обживаться» в живописи НК, но лишь затем, чтобы, воплотившись в живописном образе, вновь развоплотиться, распасться на пиксели. Материальная фактура столь нематериальной единицы, как пиксель, сходство с которыми в ранних работах НК лишь угадывалось, в данном случае проблематизируется напрямую. «Живописность» этой фактуры дополняется краской, нанесенной поверх распечатанного на холсте принта. Единственное слово, появляющееся в новой серии – крупное «WHY», вплетенное в контрастную красно-синюю живописную ткань, возможно, самой яркой, заглавной картины новой серии.  

    И это вопрошание получает «ответ». В серию проникает иная – целостная предметность. Это прежде всего фотографическая образность. Пляж с одинокой фигурой, заснеженный берег реки, бегущая белая собака. Одинокая, безмолвная, спокойная природа впервые появляется в живописной истории НК. Будучи увиденной с относительной дистанции, она контрастирует с моделью близкого всматривания, доминировавшей в творчестве художницы прежде. Эти работы знаменуют частичный переход НК к более дистанцированной созерцательности, характерной для РК.

    РК на выставке представил новую серию «пустотных» видеопейзажей-редимейдов. Это найденные и нарочито случайные фрагменты мира. В них нет действия, сюжета. Главная черта видеоработ РК – неподвижность камеры, что подчеркивает эффект «значимого отсутствия» автора. В новых работах художник продолжает мотивы своего видео «Дефолт» 2010 года. Перед зрителем предстают молчаливые, лишенные людей черно-белые ландшафты и интерьеры Флоренции, Тосканы, Самары, впрочем, демонстративно условные, деперсонифицированные. Минимальный сюжет сведен к единому однообразному действию, будь то льющаяся вода, бьющий фонтан или работающий вентилятор. Контрастные тени и итальянская тема напоминают Де Кирико, но без сюрреализма. Художник сознательно растворяется в ландшафтах, пытаясь почти полностью устраниться, дав им возможность «самовысказаться» в молчании. Но зритель видит лишь немую пустоту. Эти глубокие, объемные и безлюдные пейзажи, упорядоченные идеальным горизонтом, являют собой, возможно, самую убедительную материализацию пустоты в творчестве РК. 

    Своеобразный постскриптум к выставке представляют сделанные НК фотофрагменты известной фрески Мазаччо «Изгнание из рая» из флорентийской церкви Санта-Мария Дель Кармине. Это крупный (и также нарочито нечеткий) план ступней идущих Адама и Евы – подернутых дымкой, почти бестелесных. Так теме катастрофы, заявленной взрывом, противопоставляется мирный исход, escape в неизвестность. И здесь в творчество НК проникает прежде несвойственный ему символизм, открывающий обширное поле для далеко идущих интерпретаций». 

    Константин Зацепин

    Электронная версия каталога выставки:

    http://issuu.com/korzhovs/docs/poetry_of_detachment

     

    О художниках

     

    Неля и Роман Коржовы

    1963, 1964 годов рождения (соответственно), живут и работают в Самаре.

    Учились в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого (1981-85).

    Стипендиаты программы для художников города Штуттгарта (Германия,1999 г.)

    Стипендиаты программы Института международных отношений Германии для кураторов (IFA, Stuttgart, 2001 год).

    1997 - Организовали Самарский региональный общественный благотворительный фонд "Центр Современного Искусства", (Р. Коржов - председатель, Н. Коржова - арт-директор)

    Кураторы многих проектов и программ современного искусства.

    С 2007 года работают в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства /Самара/.

    1999 - Организовали международную Ширяевскую биеннале современного искусства «: между Европой и Азией», http://www.shiryaevo-biennale.ru  Роман Коржов – комиссар, Неля Коржова – куратор.

    2011 год, VII ШБ - «Чужестранцы: между Европой и Азией»

    2009 год, VI ШБ - «Америка: между Европой и Азией»

    2007 год, V ШБ - «Дом: между Европой и Азией»

    2005 год, IV ШБ - «Любовь: между Европой и Азией»

    2003 год, IIIШБ - «Еда: между Европой и Азией»

    2001 год, IIШБ - «Тактильность: между Европой и Азией»

    1999 год, IШБ - «Провинция: между Европой и Азией»

    2011, 2007, 2005 – номинанты премии «Инновация» Государственного центра современного искусства.

    С 1989 года принимают участие в выставках в России, Германии, Франции, Италии, Польше, Швеции, Эстонии.

    Работы находятся в Самарском художественном музее, частных собраниях России, Германии, Франции.

     

    Избранные проекты:

    2012 - «Поэзия отчужденности», персональная выставка, Самарский областной художественный музей

    Выставка «Течения. Самарский авангард 1960 — 2012», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. Алабина

    2012 – 2002 – «Кальковые проекты»

    Самарский областной историко –краеведческий  музей им П. В.Алабина,

    Самарский областной художественный музей,

    Центральный Дом Художника, Арт Москва,

    2 Московской биеннале / параллельная программа

    Самарский Государственный Аэрокосмическийом Университете.

    Государственного центра современного искусства/ Москва,

    Stuttgarter Kunstverein e. V. Штутгарт

    Фестиваль малых архитектурных форм города Пенза

    2012 - 2011 - Международный фестиваль «Улица, как музей, музей, как улица»

    http://street-museum-street.ru/

    2010 -«Тело пейзажа», персональная выставка, Самарский областной художественный музей,  http://issuu.com/korzhovs/docs/landbo

    2009  Проект «Фильм»,

    художественная галерея города Пярну,Эстония.

    галерея Stuttgarter Kunstverein e.V. г. Штуттгарт, Германия

    2008-1998 - «Экология восприятия», международный фестиваль современного искусства на остановках городского транспорта города Самара

    2003-4 - «Девять месяцев чувств» - социо-художественный проект, выставки в музеях Чебоксары, Ульяновска, Кирова, Самары

    2001 - «Искусство коммуникации», «Оболочка повседневности», художественный проекты в рамках программы Института Международных Отношений Германии для кураторов, IfA, Штуттгарт, Германия.

    2001 - «Фашизм now», социо-художественный проект, /Самара, Чапаевск, Ульяновск/ 

    1997 - «Сквозь Форму», международная выставка,  Самарский областной художественный музей

    1995 – «Открытые пространства», выставка живописи, Самарский областной художественный музей.

    1993 – «Поля и структуры», персональная выставка живописи Дом Культуры «Аврора», Самара