с 2 ноября 2012 по 20 ноября 2012
«Выставка «Поэзия отчужденности» - целостное высказывание двух художников. Она представляет совершенно новые работы – живопись и видеоарт. Пространство, время, память, познание мира через созерцание – содержательные константы Нели и Романа Коржовых (далее по тексту – НК и РК). Цветовое поле, линия, мазок, композиция – единицы их визуального синтаксиса. Питаясь энергетикой цветовых полей, минимализмом либо отсутствием предметного ряда, эти картины несут в себе больше, чем на них изображено.
В новой серии работ НК продолжает работу с кинообразностью. Динамизм здесь достигает максимума – в качестве сюжетной основы серии избрана финальная сцена взрыва из фильма Антониони «Забриски пойнт». Взрыв – свободное парение распавшихся предметов на глубоком синем фоне. Серия представляет собой набор стоп-кадров этой сцены, взятых в нарочито плохом качестве, размытых, нечетких. Распались не только сами предметы, но и их изображения, сам кинообраз, запечатлевший их. Предметность продолжает «обживаться» в живописи НК, но лишь затем, чтобы, воплотившись в живописном образе, вновь развоплотиться, распасться на пиксели. Материальная фактура столь нематериальной единицы, как пиксель, сходство с которыми в ранних работах НК лишь угадывалось, в данном случае проблематизируется напрямую. «Живописность» этой фактуры дополняется краской, нанесенной поверх распечатанного на холсте принта. Единственное слово, появляющееся в новой серии – крупное «WHY», вплетенное в контрастную красно-синюю живописную ткань, возможно, самой яркой, заглавной картины новой серии.
И это вопрошание получает «ответ». В серию проникает иная – целостная предметность. Это прежде всего фотографическая образность. Пляж с одинокой фигурой, заснеженный берег реки, бегущая белая собака. Одинокая, безмолвная, спокойная природа впервые появляется в живописной истории НК. Будучи увиденной с относительной дистанции, она контрастирует с моделью близкого всматривания, доминировавшей в творчестве художницы прежде. Эти работы знаменуют частичный переход НК к более дистанцированной созерцательности, характерной для РК.
РК на выставке представил новую серию «пустотных» видеопейзажей-редимейдов. Это найденные и нарочито случайные фрагменты мира. В них нет действия, сюжета. Главная черта видеоработ РК – неподвижность камеры, что подчеркивает эффект «значимого отсутствия» автора. В новых работах художник продолжает мотивы своего видео «Дефолт» 2010 года. Перед зрителем предстают молчаливые, лишенные людей черно-белые ландшафты и интерьеры Флоренции, Тосканы, Самары, впрочем, демонстративно условные, деперсонифицированные. Минимальный сюжет сведен к единому однообразному действию, будь то льющаяся вода, бьющий фонтан или работающий вентилятор. Контрастные тени и итальянская тема напоминают Де Кирико, но без сюрреализма. Художник сознательно растворяется в ландшафтах, пытаясь почти полностью устраниться, дав им возможность «самовысказаться» в молчании. Но зритель видит лишь немую пустоту. Эти глубокие, объемные и безлюдные пейзажи, упорядоченные идеальным горизонтом, являют собой, возможно, самую убедительную материализацию пустоты в творчестве РК.
Своеобразный постскриптум к выставке представляют сделанные НК фотофрагменты известной фрески Мазаччо «Изгнание из рая» из флорентийской церкви Санта-Мария Дель Кармине. Это крупный (и также нарочито нечеткий) план ступней идущих Адама и Евы – подернутых дымкой, почти бестелесных. Так теме катастрофы, заявленной взрывом, противопоставляется мирный исход, escape в неизвестность. И здесь в творчество НК проникает прежде несвойственный ему символизм, открывающий обширное поле для далеко идущих интерпретаций».
Константин Зацепин
Электронная версия каталога выставки:
http://issuu.com/korzhovs/docs/poetry_of_detachment
О художниках
1963, 1964 годов рождения (соответственно), живут и работают в Самаре.
Учились в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого (1981-85).
Стипендиаты программы для художников города Штуттгарта (Германия,1999 г.)
Стипендиаты программы Института международных отношений Германии для кураторов (IFA, Stuttgart, 2001 год).
1997 - Организовали Самарский региональный общественный благотворительный фонд "Центр Современного Искусства", (Р. Коржов - председатель, Н. Коржова - арт-директор)
Кураторы многих проектов и программ современного искусства.
С 2007 года работают в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства /Самара/.
1999 - Организовали международную Ширяевскую биеннале современного искусства «: между Европой и Азией», http://www.shiryaevo-biennale.ru Роман Коржов – комиссар, Неля Коржова – куратор.
2011 год, VII ШБ - «Чужестранцы: между Европой и Азией»
2009 год, VI ШБ - «Америка: между Европой и Азией»
2007 год, V ШБ - «Дом: между Европой и Азией»
2005 год, IV ШБ - «Любовь: между Европой и Азией»
2003 год, IIIШБ - «Еда: между Европой и Азией»
2001 год, IIШБ - «Тактильность: между Европой и Азией»
1999 год, IШБ - «Провинция: между Европой и Азией»
2011, 2007, 2005 – номинанты премии «Инновация» Государственного центра современного искусства.
С 1989 года принимают участие в выставках в России, Германии, Франции, Италии, Польше, Швеции, Эстонии.
Работы находятся в Самарском художественном музее, частных собраниях России, Германии, Франции.
Избранные проекты:
2012 - «Поэзия отчужденности», персональная выставка, Самарский областной художественный музей
Выставка «Течения. Самарский авангард 1960 — 2012», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. Алабина
2012 – 2002 – «Кальковые проекты»
Самарский областной историко –краеведческий музей им П. В.Алабина,
Самарский областной художественный музей,
Центральный Дом Художника, Арт Москва,
2 Московской биеннале / параллельная программа
Самарский Государственный Аэрокосмическийом Университете.
Государственного центра современного искусства/ Москва,
Stuttgarter Kunstverein e. V. Штутгарт
Фестиваль малых архитектурных форм города Пенза
2012 - 2011 - Международный фестиваль «Улица, как музей, музей, как улица»
http://street-museum-street.ru/
2010 -«Тело пейзажа», персональная выставка, Самарский областной художественный музей, http://issuu.com/korzhovs/docs/landbo
2009 Проект «Фильм»,
художественная галерея города Пярну,Эстония.
галерея Stuttgarter Kunstverein e.V. г. Штуттгарт, Германия
2008-1998 - «Экология восприятия», международный фестиваль современного искусства на остановках городского транспорта города Самара
2003-4 - «Девять месяцев чувств» - социо-художественный проект, выставки в музеях Чебоксары, Ульяновска, Кирова, Самары
2001 - «Искусство коммуникации», «Оболочка повседневности», художественный проекты в рамках программы Института Международных Отношений Германии для кураторов, IfA, Штуттгарт, Германия.
2001 - «Фашизм now», социо-художественный проект, /Самара, Чапаевск, Ульяновск/
1997 - «Сквозь Форму», международная выставка, Самарский областной художественный музей
1995 – «Открытые пространства», выставка живописи, Самарский областной художественный музей.
1993 – «Поля и структуры», персональная выставка живописи Дом Культуры «Аврора», Самара