с 4 апреля 2019 по 26 мая 2019
Немногим известно, что в начале ХХ века художник Б. М. Кустодиев серьезно увлекался фотографией. Фотография для него — и способ запечатлеть окружающую реальность, и возможность экспериментов со светом и композицией.
В 2009 г. внучка художника — Татьяна Кирилловна Кустодиева, искусствовед, хранитель коллекции итальянского Возрождения в Государственном Эрмитаже, передала в дар Астраханской государственной картинной галерее небольшой альбом с фотографиями, снятыми Б. М. Кустодиевым его женой Ю. Е. Кустодиевой, друзьями семьи. Время не пощадило снимки. Многие из них оказались практически утраченными. Новые цифровые технологии позволили буквально «проявить» угасшие изображения, сделать их доступными для исследователей и зрителей.
Большинство фотографий в альбоме относится к самому светлому периоду жизни и творчества художника — 1902-1906 гг. В начале 1900-х Б. М. Кустодиев — успешный студент Академии художеств, помощник профессора И. Е. Репина в работе над «Заседанием Государственного совета», завсегдатай петербургских театров и участник художественных выставок. Поездка в с. Семеновское (Костромская губ.) в 1902—1903 гг. для работы над конкурсной выпускной работой «Базар в деревне» — была знакомством с народным бытом, праздниками, гуляньями. Именно в этой поездке он встречает будущую жену (урожденную Ю. Е. Прошинскую). Если этюды и рисунки Б. М. Кустодиева этого периода достаточно известны, то фотографии оставались без внимания. В Семеновском Кустодиев снимает крестьян на базаре, за работой, собирая материалы для выпускной работы. Картина «Базар в деревне», к сожалению, не сохранилась, но фотография из астраханского альбома, сделанная самим художником в мастерской — Ю. Е. Кустодиева на фоне работы, запечатлела произведение, за которое Академия художеств присудила Б. М. Кустодиеву золотую медаль «За отличные познания в живописи и научных предметах».
Летом 1903 года после завершения обучения в Санкт-Петербурге художник с женой приезжают в его родную Астрахань, Кинешму, путешествуют по Волге, останавливаются и много времени проводят в имении Павловское, принадлежащем семье профессора геологии Б. К. Поленова. Они молоды, счастливы, впереди — ожидание первенца и поездка в Европу. Борис Михайлович много фотографирует жену, друзей, родную Астрахань, пейзажи, деревенские сценки, походы на деревенский базар, сенокос, дальние прогулки, купальню и чтение в саду. Иногда фотоаппарат берет кто-то из друзей, и тогда появляются их совместные с женой фотографии. Многие из этих снимков станут не просто частью семейного альбома, но позже — вспомогательным материалом для живописных работ, когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой в мастерской.
Путешествие в Париж с женой и только что родившимся сыном Кириллом, было очень важно для художника. Все годы обучения его волнует вопрос, каким «должен быть путь, чтобы вернее достигнуть результатов? Что прежде всего — рисунок — форма или живопись?». Еще в 1899 г. он пишет из Батума И. С. Куликову, что «смущают те, кто от них (т. е. из Европы — прим.) приезжают со своими плохими рисунками да рассказами, что вот, мол, за границей свет, а у нас ничему этому никогда не научиться. Да, побольше самому писать и изучать старинных мастеров и научишься у них любить искусство так же, как и они. Любви у нас мало».
В Париже и в Испании, куда Кустодиев на две недели едет с художником П. Д. Шмаровым, он ходит по музеям и выставкам, копирует в Прадо любимого Веласкеса, ужасается жестокости корриды. Впечатлений так много, что в письме жене про посещение Севильи признается: «конечно, я ничего не делаю в альбом, потому что еле успеваю все осмотреть...» Фотографии, сделанные во время заграничных путешествий Кустодиева могли позже использоваться художником при написании его картины «Парижский бульвар ночью» и других произведений.
Летом 1904 года семья снова приезжает в любимое Павловское. «Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез и елей» (из письма Б. М. Кустодиева В. В. Матэ). Костромская губерния «не отпускает» художника, становится «второй родиной», и в марте 1905 года он приобретает 2,5 десятины земли рядом с деревней Маурино и строит дом-мастерскую «Терем», где семья проводит практически каждое лето до 1915 года. Серия фотографий «Строительство Терема» зафиксировала стадии строительства дома, строителей, самого художника с сыном.
Б. М. Кустодиев, как никто из русских художников-современников, часто писал свою семью. Открытый и мягкий человек, он старался не разлучаться с близкими. Фотографии семьи и близких — значительная часть фотоархива художника. Несколько операций на позвоночнике привели к тому, что Б. М. Кустодиев оказался прикован к инвалидной коляске. Но тяжелый недуг не сказался на характере его творчества. Полотна на темы провинциального быта отличаются особой, характерной только для Кустодиева яркостью, многоцветностью, оптимизмом. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет.
Болезнь прогрессировала. В последние годы художник вынужден был работать на специальном навесном мольберте, сконструированном товарищами-художниками. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного Б. М. Кустодиева попадала то одна, то другая часть полотна, и так близко, что он не имел возможности увидеть сделанное целиком, но, несмотря на это, продолжал с увлечением работать. С тех пор, по словам художника, «его миром стала его комната». Но еще — память, воображение. Он говорил: «Картины в моей голове сменяются, как кино».
В собрании Самарского областного художественного музея творчество Б. М. Кустодиева представлено живописью и графикой 1900–1920-х годов. В выставку вошли рисунки, автолитографии, произведения театрально-декорационного искусства, книжные иллюстрации.
Центральное место в собрании занимает великолепный «Портрет Ирины Кустодиевой», знаменитая «Девочка с собакой», который является визитной карточкой Самарского художественного музея. Дочь Ирина была любимой моделью художника. Он писал ее, столь же часто, как Веласкес - инфанту Маргариту или Тициан свою дочь Лавинию. Первое изображение дочери художник сделал через четыре часа после ее появления на свет, над последним работал за день до смерти, 25 мая 1927 года.
На выставке также представлены автолитографии Кустодиева, в том числе уникальный альбом из 16 листов, который вышел в конце 1921 года, под названием «Шестнадцать автолитографий».
В экспозиции выставки находятся эскизы художника к опере «Царская невеста» и к пьесе А.С.Неверова «Бабы». Они представляют зрителю еще одну сторону творчества мастера, который начинает свою деятельность театрального декоратора в конце 1911 года.
Посещение церемонии открытия – 100 руб.
В последующие дни работы выставки стоимость билетов составит:
Полный - 200,00 руб.
Для взрослых в группе (от 10 чел) - 150,00 руб.
Льготный (для школьников, студентов, пенсионеров) - 150,00 руб.
Льготный в группе (от 10 чел) - 100,00 руб.