с 11 апреля 2019 по 20 мая 2019
На выставке, посвященной 90-летию со дня рождения замечательного самарского пейзажиста Г.В.Филатова, представлены 18 картин из собрания музея, а также 30 этюдов разного времени из частной коллекции С.Ф.Рудняева, которые позволяют по достоинству оценить творчество этого, к сожалению, мало известного современному самарскому зрителю художника.
Окончив Пензенское художественное училище, Филатов в начале 1950-х годов приезжает в Куйбышев, в это же время после учебы домой возвращаются и В.З.Пурыгин, И.Е.Комиссаров, Ю.И.Филиппов, впоследствии известные самарские пейзажисты. Во второй половине 1950-х весь «творческий десант» куйбышевских художников командируется на строительство Волжской ГЭС. Поставленная партией главная цель - героизация как самого процесса покорения природы, так и его эпохальных результатов – возникновения гидроэлектростанции и рукотворного Жигулевского моря. Это время хрущевской оттепели, и художники вполне искренне воспевают повседневный героизм «простого советского человека». На выставке представлены этюды Филатова, имеющие характер документов эпохи, иллюстрирующие напряженный трудовой ритм жизни «главной улицы России», как тогда называли Волгу. Что бы он ни писал - окрестности Куйбышева, поселок нефтяников на волжском берегу или Волгу в ветреный день - всюду акцентируется напряженность борьбы человека с не покоряющейся ему до конца природной стихией. Его работы романтичны по своему настрою, он четко характеризует движение в природе, варьируя напряжение цвета и тона. На областных выставках появляются его новые работы– «Под городом Куйбышевом» (1959), «Волга у Жигулей» (1964), «Ветер над Волгой» (1969).
В первой половине 1970-х, период брежневского застоя, объединяющие идеи «оттепели» сменились всеобщим разочарованием, многие, отринув прежний гражданственный пафос, погружаются в мир своих душевных переживаний. Испытал этот кризис и Геннадий Филатов. Он исправно продолжает писать заказные полотна, зачастую цитируя себя же, но одновременно вступает на новый путь - настроившись на одну волну с природой, которая стала для него, как и для многих его друзей-художников, подлинным откровением, высшей, суверенной ценностью. С любовью и трепетным вниманием к ее повседневным превращениям он создает своего рода лирически окрашенную летопись жизни Самарской Луки, работая в Жигулях, проводя летние месяцы на Бахиловой поляне («Пришла весна», «Весенние тополя», «Последний снег»). Его этюды перестают быть вспомогательным материалом, приобретая «картинность», не утрачивая при этом камерности и особой сокровенности, воплощая некую идеальную, одухотворенную красоту природного мира.
Уже в 1960-е годы сложился авторитет Филатова среди его собратьев по профессии. У него был верный художнический глаз, привлекала его преданность делу, целеустремленность. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась в 1979 году. Молодое поколение современных самарских пейзажистов в большой степени сформировалось под воздействием тех творческих традиций, которые, наряду с В.З.Пурыгиным, И.Е.Комиссаровым и другими единомышленниками, закладывал Геннадий Васильевич Филатов.