ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Выставки и мероприятия

    Друзья! Поздравляем вас с днем святого Георгия Победоносца!

    с 6 мая 2019 по 6 мая 2019

    Друзья! Поздравляем вас с днем святого Георгия Победоносца!

    Древнейшие из известных изображений святого Георгия относятся к VI веку. К этому времени были сформированы два основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный).

    Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским. В памятниках русского искусства встречаются изображения Георгия со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом, отражающие пласт народного почитания великомученика. Особое почитание Г. на Руси связано с именем вел. киевского кн. Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий.

    В экспозиции Самарского областного художественного музея представлено редкое ростовое изображение  Георгия воина в молении с мучеником Миной (XVIIв), без характерных атрибутов (креста и оружия). В коллекцию музея входит также изображение  св. Георгия, поражающего копьем змея, с  усложненной иконографией, обогащенной новыми деталями. Данная тенденция в искусстве наблюдается с конца XV - нач. XVI века. Появляется фигурка парящего ангела, возлагающего венец на главу Георгия. Тонкое копье святого воина венчает крест, смещающий акцент с земного и материального на духовный аспект подвига - это прежде всего духовная победа, которая свершается силой веры. Согласно преданию, Георгий убивает копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Берите (совр. Бейрут). Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий - воин на коне (без змея); Георгий - змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком»). Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура которых была ближе к народным традициям, особенно в М. Азии, Южной Италии и Древней Руси.

     

    Образ Георгия -змееборца был известен в Киевской Руси уже во 2-й половине XI - нач. XII века. (по материалам http://www.pravenc.ru/text/162188.html#part_16)

    Команда проекта "Белое воинство".