ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Коллекция Виктора Кузина: Пурыгин, Новокрещенов, Клецель"

    с 17 октября 2014 по 5 ноября 2014

    Самарский художественный музей рад представить выставку из собрания известного коллекционера Виктора Кузина. Представлено около 20 произведений известных самарских художников – Валентина Пурыгина, Вениамина Клецеля и Виктора Новокрещенова.

    Центральное место в кузинской коллекции занимают работы Валентина Пурыгина. Самое значительное из них – масштабное полотно «Снег сошел» (1959-1971), решенное в пуантилистической манере, которую автор сам для себя называл «точкованием».

    Холст написан в основном, в период хрущевской оттепели, погружая нас в некую «варварскую», экзотическую феерию весеннего расцвета заволжской природы. Большое полотно «Судакский вид» проникнуто гипертрофированной патетикой, художник выстраивает романтический пейзаж Крыма, напластовывая красочные слои, виртуозно замешивая в единую живую субстанцию все стихии – землю, море, небо. Эта тенденция усиливается в картине «Март. Загорск», относящейся к 1972 году, когда Пурыгин ненадолго покинул наш город, попытавшись укорениться в иной, московской «почве».

    Однако довольно скоро он вернулся в Самару, где продолжил создание своей гротесковой масштабной серии картин. В них он олицетворил в символико-аллегорической форме свое понимание борьбы добра и зла: воплощающих пороки цивилизации монстров – и живой, противостоящей их напору, самовоспроизводящейся Природы. Это противостояние всегда спроецировано на самарский пейзаж, происходит в узнаваемых рамках волжских берегов на фоне Жигулей или самого города.

    Творчество Вениамина Клецеля, работавшего в Самаре в 1960 - 1980-е – вплоть до отъезда в Израиль в 1990-м, представляет яркую страницу самарского искусства. «Портрет дирижера» (1974) относится еще к советскому периоду. Три других полотнасвидетельствуют о том, как заметно изменились видение художника, уехавшего на историческую родину, его красочная палитра. Картина «В иерусалимской мастерской» (1995) стилистически еще близка работам Клецеля предшествующего, советского периода. Изображен художник, погруженный в раздумье перед новым, еще пустым, холстом. В экспрессивном «Автопортрете» (2006), исполненном в темных тонах, мы перед нами – своего рода отрешенный от всего мирского библейский пророк, погруженный в состояние творческого экстаза, граничащего с  безумием. На решенной в неопримитивистском духе картине «Человек с петухом» (2000-е) из темноты проступает словно вырубленная топором, брутальная фигура придурковатого бородатого человека в кипе, сосредоточенно готовящегося к совершению ритуального действа – принесению в жертву петуха. Кажется, петух понимает значимость грядущего события и не сопротивляется  жребию.

    Творчество самарца Виктора Новокрещенова, в 2010 году ушедшего из жизни, особенно широко представлено в кузинской коллекции. Стилистически его работы близки экспрессионизму, в определенном смысле они навеяны образами  сказочной, скоморошьей Руси в творениях русских мастеров начала ХХ века и входят в некую квазимифологическую самарскую серию художника, воплощая квинтэссенцию провинциального мира с его гротесковым, фольклорным колоритом.