с 17 октября 2014 по 5 ноября 2014
Самарский художественный музей рад представить выставку из собрания известного коллекционера Виктора Кузина. Представлено около 20 произведений известных самарских художников – Валентина Пурыгина, Вениамина Клецеля и Виктора Новокрещенова.
Центральное место в кузинской коллекции занимают работы Валентина Пурыгина. Самое значительное из них – масштабное полотно «Снег сошел» (1959-1971), решенное в пуантилистической манере, которую автор сам для себя называл «точкованием».
Холст написан в основном, в период хрущевской оттепели, погружая нас в некую «варварскую», экзотическую феерию весеннего расцвета заволжской природы. Большое полотно «Судакский вид» проникнуто гипертрофированной патетикой, художник выстраивает романтический пейзаж Крыма, напластовывая красочные слои, виртуозно замешивая в единую живую субстанцию все стихии – землю, море, небо. Эта тенденция усиливается в картине «Март. Загорск», относящейся к 1972 году, когда Пурыгин ненадолго покинул наш город, попытавшись укорениться в иной, московской «почве».
Однако довольно скоро он вернулся в Самару, где продолжил создание своей гротесковой масштабной серии картин. В них он олицетворил в символико-аллегорической форме свое понимание борьбы добра и зла: воплощающих пороки цивилизации монстров – и живой, противостоящей их напору, самовоспроизводящейся Природы. Это противостояние всегда спроецировано на самарский пейзаж, происходит в узнаваемых рамках волжских берегов на фоне Жигулей или самого города.
Творчество Вениамина Клецеля, работавшего в Самаре в 1960 - 1980-е – вплоть до отъезда в Израиль в 1990-м, представляет яркую страницу самарского искусства. «Портрет дирижера» (1974) относится еще к советскому периоду. Три других полотнасвидетельствуют о том, как заметно изменились видение художника, уехавшего на историческую родину, его красочная палитра. Картина «В иерусалимской мастерской» (1995) стилистически еще близка работам Клецеля предшествующего, советского периода. Изображен художник, погруженный в раздумье перед новым, еще пустым, холстом. В экспрессивном «Автопортрете» (2006), исполненном в темных тонах, мы перед нами – своего рода отрешенный от всего мирского библейский пророк, погруженный в состояние творческого экстаза, граничащего с безумием. На решенной в неопримитивистском духе картине «Человек с петухом» (2000-е) из темноты проступает словно вырубленная топором, брутальная фигура придурковатого бородатого человека в кипе, сосредоточенно готовящегося к совершению ритуального действа – принесению в жертву петуха. Кажется, петух понимает значимость грядущего события и не сопротивляется жребию.
Творчество самарца Виктора Новокрещенова, в 2010 году ушедшего из жизни, особенно широко представлено в кузинской коллекции. Стилистически его работы близки экспрессионизму, в определенном смысле они навеяны образами сказочной, скоморошьей Руси в творениях русских мастеров начала ХХ века и входят в некую квазимифологическую самарскую серию художника, воплощая квинтэссенцию провинциального мира с его гротесковым, фольклорным колоритом.