с 12 декабря 2014 по 9 марта 2015
Советское искусство 1920 — 1930-х годов продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей. Проект «Социалистический реализм. Инвентаризация архива» представляет уникальное собрание произведений отечественного искусства 1930-х — 1940-х годов их фондов государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Оно позволяет оценить идейное своеобразие художественного наследия сталинских десятилетий. Экспозиция представляет, с одной стороны, прекрасный материал для разговора о символическом языке советской цивилизации, а с другой — крайне интересный художественный феномен.
Картины, составившие выставку, находились ранее в Загорске в учрежденном в 1951 г. Специальном архиве художественных произведений. Он вобрал в себя разные экспонаты – в том числе те, тематика и стиль которых «не подошли» новому времени, не выдержали «смены вех». Сегодня эти работы отреставрированы, натянуты на подрамники, вошли в искусствоведческий обиход и активно показываются на выставках, задача которых — не ностальгия по ушедшей в прошлое эпохе, а анализ сложной художественной ситуации тех лет и изобразительных приемов, выработанных официальным искусством.
Николаев К.В. "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске". 1930 г. Х.,м., 139,5х380 см.
Картины из Специального архива изображают сцены рабочих собраний, митингов и обсуждений, труд на заводе, на ковроткацкой фабрике, в горячем цеху. Самым противоречивым материалом в контексте сегодняшнего восприятия являются полотна, поступившие в архив в 1950-е годы после развенчания культа личности Сталина.
Созданные социалистическим искусством композиционные формулы опирались на опыт мирового искусства и воспроизводили самые пышные схемы еще более гипертрофировано. Все образные средства и живописные приемы работали на прославление личности лидера огромного государства, заново творя историю страны и легенду о высшей власти, воплощенной в одном человеке.
Картины с изображением вождя народов, портреты его соратников — В. Молотова, К. Ворошилова и других – демонстрируют безошибочность и совершенство разработанных социалистическим реализмом методов сильнейшего воздействия на психику потенциального зрителя.
Интезаров А.И. «Рассказ о боевом подвиге». 1954 г. Х., м. 110х138 см.
Для проекта «Социалистический реализм. Инвентаризация архива», выбраны работы, отражающие и спонтанное становление живописи «советского идеализма», и внедрение методов, жестко контролируемых официальной доктриной. Однако сквозь жесткие рамки идеологических схем не может не пробиваться и подлинное живописное мастерство, а иногда и эстетическая неординарность.
Лукин В. «Уголь Кузбасса». 1938 г. Х., м. 50х65 см.
В экспозицию в Самарском художественном музее вошло 24 крупных живописных полотна, созданных с 1930 по 1954 годы, три бронзовые скульптуры 1930-60-х годов, а также 12 подлинных плакатов, преимущественно, 1930-х годов. Оригинальные живописные произведения дополнены большим количеством копий с фоторабот 1920-40-х годов из архива журнала «Наши достижения» (Российский государственный архив литературы и искусства), Российского государственного архива кинофотодокументов, а также частных собраний.
Тихова М.Л. "Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода". 1936-1937 гг. Х., м. 141,5х168,5 см.
Главные темы фотографий – праздничные торжества, демонстрации и спорт. Сочетание репортажности, информативности и формальных приемов, идущих еще от авангарда, позволяло фотомастерам создавать произведения, ничем не уступающие лучшим живописным работам и погружающие современного зрителя в атмосферу времени.
Неизвестный автор. «Гимнастическая группа». Вторая половина 1920-х годов. Частное собрание
Многие из экспонатов участвовали в успешных выставочных проектах, осуществленных в последние годы в Европе и России («Коммунизм – фабрика мечты», 2003, Франфурт-на-Майне; «Советский идеализм», 2005, Льеж; «Красноармейская студия», «Борьба за знамя», 2008, «Соцреализм: инвентаризация архива», 2009-2010, Москва).