ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Социалистический реализм. Инвентаризация архива"

    с 12 декабря 2014 по 9 марта 2015

        Советское искусство 1920 — 1930-х годов продолжает привлекать к себе внимание кураторов и зрителей. Проект «Социалистический реализм. Инвентаризация архива» представляет уникальное собрание произведений отечественного искусства 1930-х — 1940-х годов их фондов  государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Оно позволяет оценить идейное своеобразие художественного наследия сталинских десятилетий. Экспозиция представляет, с одной стороны, прекрасный материал для разговора о символическом языке советской цивилизации, а с другой — крайне интересный художественный феномен.

       Картины, составившие выставку, находились ранее в Загорске в учрежденном в 1951 г. Специальном архиве художественных произведений. Он вобрал в себя разные экспонаты – в том числе те, тематика и стиль которых «не подошли»  новому времени, не выдержали «смены вех». Сегодня эти работы отреставрированы, натянуты на подрамники, вошли в искусствоведческий обиход и активно показываются на выставках, задача которых — не ностальгия по ушедшей в прошлое эпохе, а анализ сложной художественной ситуации тех лет и изобразительных приемов, выработанных официальным искусством.

    Николаев К.В. "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске".  1930 г. Х.,м., 139,5х380 см.

        Картины  из Специального архива изображают сцены рабочих собраний, митингов и обсуждений, труд на заводе, на ковроткацкой фабрике, в горячем цеху. Самым противоречивым материалом в контексте сегодняшнего восприятия являются полотна, поступившие в архив в 1950-е годы после развенчания культа личности Сталина.

       Созданные социалистическим искусством композиционные формулы опирались на опыт мирового искусства и  воспроизводили самые пышные  схемы еще более гипертрофировано. Все образные средства и живописные приемы работали  на прославление личности лидера огромного государства, заново творя историю страны и легенду о высшей власти, воплощенной в одном человеке.

       Картины с изображением вождя народов, портреты его  соратников — В. Молотова, К. Ворошилова и других – демонстрируют  безошибочность и совершенство разработанных социалистическим реализмом методов сильнейшего воздействия на психику потенциального зрителя.

    Интезаров А.И. «Рассказ о боевом подвиге». 1954 г. Х., м. 110х138 см.

       Для проекта «Социалистический реализм. Инвентаризация архива», выбраны работы, отражающие и спонтанное становление живописи «советского идеализма», и  внедрение методов, жестко контролируемых официальной доктриной. Однако сквозь жесткие рамки идеологических  схем не может не пробиваться и подлинное живописное мастерство, а иногда и эстетическая неординарность.

       

    Лукин В. «Уголь Кузбасса». 1938 г. Х., м. 50х65 см.

     

    В экспозицию в Самарском художественном музее вошло 24 крупных живописных полотна, созданных с 1930 по 1954 годы, три бронзовые скульптуры 1930-60-х годов, а также 12 подлинных плакатов, преимущественно, 1930-х годов. Оригинальные живописные произведения  дополнены большим количеством копий с фоторабот 1920-40-х годов из архива журнала «Наши достижения» (Российский государственный архив литературы и искусства), Российского государственного архива кинофотодокументов, а также частных собраний.

     

     

    Тихова М.Л. "Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода". 1936-1937 гг. Х., м. 141,5х168,5 см.

     

       Главные темы фотографий – праздничные торжества, демонстрации и спорт. Сочетание репортажности, информативности и формальных приемов, идущих еще от авангарда, позволяло фотомастерам создавать произведения, ничем не уступающие лучшим живописным работам и погружающие современного зрителя в атмосферу времени.

    Неизвестный автор. «Гимнастическая группа». Вторая половина 1920-х годов. Частное собрание 

     

        Многие из экспонатов участвовали в успешных выставочных проектах, осуществленных в последние годы  в Европе и  России («Коммунизм – фабрика мечты», 2003, Франфурт-на-Майне; «Советский идеализм», 2005, Льеж; «Красноармейская студия», «Борьба за знамя», 2008, «Соцреализм: инвентаризация архива», 2009-2010, Москва).