ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки
  • Наши спонсоры


  • Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Николай Рерих. Живопись" из коллекции Государственного Русского музея

    с 19 декабря 2014 по 23 февраля 2015


    Выставка посвящена 140-летию со дня рождения Николая Рериха (1874-1947), выдающегося русского художника, сценографа, философа, путешественника, археолога и общественного деятеля. Рерих в яркой, образной форме заявляет о своем понимании смысла земного существования, его соотношении с космическими системами, о прошлом, настоящем и будущем. Многогранное дарование художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, писателя, мыслителя Рериха сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие его огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, книги, очерки, статьи, дневники. «Держава Рериха» - так называл писатель Леонид Андреев мир рериховских полотен, рожденный в сочетании символической обобщенности с археологической достоверностью. Высшей своей целью Рерих считал утверждение и сохранение культуры. «Культура есть оружие Света. Культура есть спасение» - писал он. В 1929 году по просьбе художника Международная юридическая комиссия разработала «Пакт Мира», получивший название «Пакт Рериха», подписанный многими мировыми державами. Его основные положения легли в основу Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, который был подписан в Гааге в 1954 году.

    Яркую, необычную жизнь Рериха можно поделить на три периода. 43 года художник прожил в России, которую вынужден покинуть в 1918 году. Затем последовал период скитаний по странам Европы и три года жизни в Соединенных Штатах Америки, в течение которых Рерих создал сеть культурно-просветительских организаций и подготовил образование Всемирной лиги культуры. Последние 20 лет жизни мастера, наполненные трудом и нравственным совершенствованием, были связаны с Индией. Художник никогда не доверял одной только творческой фантазии, его художественным реконструкциям истории предшествовал квалифицированный научный поиск. Ежегодно Рерих – секретарь Общества поощрения художеств, действительный член императорского Археологического общества, дипломированный живописец, окончивший Академию художеств, историк и правовед, завершивший юридическое образование в Университете, отправляется в экспедиции, путешествия по России или Востоку.

    С детства занимаясь археологией, Рерих был погружен в тайны, лежащие глубоко в земле или на ее поверхности, забытые, неразгаданные человечеством. Одна из них – переселение народов, застигнутых ледниками, как полагал Рерих, с Востока на Запад. Всю жизнь он искал следы этих миграций, определившие источники формирования разных культур. Петроглифы с изображением животных на скалах Алтая, Монголии, Скандинавии, мегалитические памятники, курганы,  стали для Рериха  приметами перемещения древних людей. Для Рериха–философа,  нет противопоставления между западной и восточной культурами, культура для него – общее мировое достояние, в котором заложены основы развития всего человечества. В буддизме – религии без понятий «бога», «души» и «воли» Рерих видел воплощенный идеал «научной религии». Его привлекали в сочинениях классических буддийских теоретиков учения о всеобщей причинно-следственной связи явлений (включая психическую жизнь человека), о времени и пространстве, о сознании и путях его преобразования.  

    В 1978 году в залах нашего, тогда еще Куйбышевского художественного музея состоялась первая обширная выставка произведений Рериха и его сына Святослава из личного собрания последнего. В 1991-м выставка Рериха прошла в Мраморном зале музея – из собрания Государственного музея искусств народов Востока. Все эти выставки имели огромный зрительский успех. Однако, на них был представлен исключительно индийский период творчества художника. Проект с Государственным Русским музеем впервые в Самаре представляет все этапы художественного пути Николая Рериха. Русский музей обладает крупнейшим собранием живописного наследия художника, насчитывающим более 400 работ. В нынешней экспозиции представлено 72 живописных произведения за более чем сорок лет работы мастера. Экспозиция состоит из нескольких блоков:

    ·   Произведения, созданные с 1890-х по 1918 г.,  в российский период жизни и творчества Рериха.

    ·   Театральные работы. 

    ·   Произведения  1930-х – 1940-х годов, отражающие период, связанный с научно-художественными экспедициями по Центральной Азии и жизнью в Индии.

    Мы имеем возможность увидеть работы раннего, дореволюционного периода творчества Рериха – яркие, завораживающие, насыщенные некоей «варварской» экспрессией произведения вписываются в общую струю отечественного национального романтизма  второй половины ХIХ – начала ХХ века. Это картины «Иноземные гости» (1901), «Дозор» (1905), «Сеча при  Керженце» (1911), а также эскизы к театральным постановкам – «Пер Гюнту» Ибсена в МХТ (1912) и «Весне священной» Игоря Стравинского – для «Русского сезона» 1913 г. в Париже. Балет представлял собой стилизацию народного обряда, трактованного как симфоническая стихия. Его премьера состоялась в 1913 году в Париже и Лондоне. «Париж надрывался в свисте, осуждал «Весну», а через несколько лет она вызывала столь же сильные восторги»,- вспоминал Рерих. В 1945 году, по просьбе балетмейстера Л. Мясина, решившего возобновить постановку «Весны Священной», Рерих исполнил 5 новых эскизов к спектаклю. В том же году была написана и одноименная картина.

    "Дозор". 1905. Холст, масло. 148x148 см.

     

    Рерих-живописец оперирует плавными линиями, ровно окрашенными цветовыми плоскостями, укладывая на небольшую поверхность работы огромные пространства, вмещая в них изображения высочайших горных вершин. Его небольшие произведения как бы светятся изнутри, воплощая глубины человеческого духа, вечную мировую гармонию. Особенность трактовки художником форм, акцент на иллюзию светового решения адресует нас к романтическим работам учителя Н.К.Рериха – А.И.Куинджи, а также связывает его творчество с творчеством американского художника Рокуэлла Кента, создателя «гренландских» полотен в первой половине ХХ века. Особую роль в становлении творческого мышления Рериха сыграло его сотрудничество с Римским-Корсаковым, создавшим свою теорию «цветового звукосозерцания». Римский-Корсаков, убежденный в том, что для каждого цвета существует своя собственная тональность, развил в Рерихе удивительную способность «слышать цвет».

    Значительную часть выставки составляют произведения, созданные по мотивам путешествий Рериха по России, Монголии, Индии, Тибету. Экспозиция показывает, что многие мотивы своих ранних произведений художник повторял и в более позднее время – так, в 1942 году им была исполнена темпера «Поход Игоря», занимающая на выставке одно из центральных мест. Она написана во время Второй мировой войны, в 1942-м. Рерих рассматривал борьбу с фашисткой Германией  как крестовый поход культуры, чей яркий свет пытались навеки потушить гитлеровские орды. Художник привлекал внимание общественности к тому, как немцы, подобно гуннам, уничтожали церкви и библиотеки в Бельгии, теперь он призывал мир стать свидетелем разграбления нацистами Новгорода, разорения ими захоронений Толстого и Чайковского. В поход против темной, гибельной силы, стремящейся разрушить красоту и гармонию мира, Рерих отправляет древних русских святых, богатырей и князей, воскрешая их образы и ратные подвиги на своих полотнах.

    "Поход Игоря". 1942. Холст, темпера, графит, гуашь. 62x122 см.

     

    В 1943 году на материале ранних набросков Рерих создал картину «Чара звериная». В этой картине воплотился развиваемый художником на протяжении всего творчества сюжет о красоте и гармонии жизни древнего человека, ощущающего себя неотъемлемой частью природного мира. Художник считал пантеизм религией глубоко поэтичной и видел в поклонении солнцу, небу, огню, воде, земле, животным один из источников творчества языческих народов.