ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Николай Рерих. Живопись" из коллекции Государственного Русского музея

    с 19 декабря 2014 по 23 февраля 2015


    Выставка посвящена 140-летию со дня рождения Николая Рериха (1874-1947), выдающегося русского художника, сценографа, философа, путешественника, археолога и общественного деятеля. Рерих в яркой, образной форме заявляет о своем понимании смысла земного существования, его соотношении с космическими системами, о прошлом, настоящем и будущем. Многогранное дарование художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, писателя, мыслителя Рериха сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие его огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, книги, очерки, статьи, дневники. «Держава Рериха» - так называл писатель Леонид Андреев мир рериховских полотен, рожденный в сочетании символической обобщенности с археологической достоверностью. Высшей своей целью Рерих считал утверждение и сохранение культуры. «Культура есть оружие Света. Культура есть спасение» - писал он. В 1929 году по просьбе художника Международная юридическая комиссия разработала «Пакт Мира», получивший название «Пакт Рериха», подписанный многими мировыми державами. Его основные положения легли в основу Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, который был подписан в Гааге в 1954 году.

    Яркую, необычную жизнь Рериха можно поделить на три периода. 43 года художник прожил в России, которую вынужден покинуть в 1918 году. Затем последовал период скитаний по странам Европы и три года жизни в Соединенных Штатах Америки, в течение которых Рерих создал сеть культурно-просветительских организаций и подготовил образование Всемирной лиги культуры. Последние 20 лет жизни мастера, наполненные трудом и нравственным совершенствованием, были связаны с Индией. Художник никогда не доверял одной только творческой фантазии, его художественным реконструкциям истории предшествовал квалифицированный научный поиск. Ежегодно Рерих – секретарь Общества поощрения художеств, действительный член императорского Археологического общества, дипломированный живописец, окончивший Академию художеств, историк и правовед, завершивший юридическое образование в Университете, отправляется в экспедиции, путешествия по России или Востоку.

    С детства занимаясь археологией, Рерих был погружен в тайны, лежащие глубоко в земле или на ее поверхности, забытые, неразгаданные человечеством. Одна из них – переселение народов, застигнутых ледниками, как полагал Рерих, с Востока на Запад. Всю жизнь он искал следы этих миграций, определившие источники формирования разных культур. Петроглифы с изображением животных на скалах Алтая, Монголии, Скандинавии, мегалитические памятники, курганы,  стали для Рериха  приметами перемещения древних людей. Для Рериха–философа,  нет противопоставления между западной и восточной культурами, культура для него – общее мировое достояние, в котором заложены основы развития всего человечества. В буддизме – религии без понятий «бога», «души» и «воли» Рерих видел воплощенный идеал «научной религии». Его привлекали в сочинениях классических буддийских теоретиков учения о всеобщей причинно-следственной связи явлений (включая психическую жизнь человека), о времени и пространстве, о сознании и путях его преобразования.  

    В 1978 году в залах нашего, тогда еще Куйбышевского художественного музея состоялась первая обширная выставка произведений Рериха и его сына Святослава из личного собрания последнего. В 1991-м выставка Рериха прошла в Мраморном зале музея – из собрания Государственного музея искусств народов Востока. Все эти выставки имели огромный зрительский успех. Однако, на них был представлен исключительно индийский период творчества художника. Проект с Государственным Русским музеем впервые в Самаре представляет все этапы художественного пути Николая Рериха. Русский музей обладает крупнейшим собранием живописного наследия художника, насчитывающим более 400 работ. В нынешней экспозиции представлено 72 живописных произведения за более чем сорок лет работы мастера. Экспозиция состоит из нескольких блоков:

    ·   Произведения, созданные с 1890-х по 1918 г.,  в российский период жизни и творчества Рериха.

    ·   Театральные работы. 

    ·   Произведения  1930-х – 1940-х годов, отражающие период, связанный с научно-художественными экспедициями по Центральной Азии и жизнью в Индии.

    Мы имеем возможность увидеть работы раннего, дореволюционного периода творчества Рериха – яркие, завораживающие, насыщенные некоей «варварской» экспрессией произведения вписываются в общую струю отечественного национального романтизма  второй половины ХIХ – начала ХХ века. Это картины «Иноземные гости» (1901), «Дозор» (1905), «Сеча при  Керженце» (1911), а также эскизы к театральным постановкам – «Пер Гюнту» Ибсена в МХТ (1912) и «Весне священной» Игоря Стравинского – для «Русского сезона» 1913 г. в Париже. Балет представлял собой стилизацию народного обряда, трактованного как симфоническая стихия. Его премьера состоялась в 1913 году в Париже и Лондоне. «Париж надрывался в свисте, осуждал «Весну», а через несколько лет она вызывала столь же сильные восторги»,- вспоминал Рерих. В 1945 году, по просьбе балетмейстера Л. Мясина, решившего возобновить постановку «Весны Священной», Рерих исполнил 5 новых эскизов к спектаклю. В том же году была написана и одноименная картина.

    "Дозор". 1905. Холст, масло. 148x148 см.

     

    Рерих-живописец оперирует плавными линиями, ровно окрашенными цветовыми плоскостями, укладывая на небольшую поверхность работы огромные пространства, вмещая в них изображения высочайших горных вершин. Его небольшие произведения как бы светятся изнутри, воплощая глубины человеческого духа, вечную мировую гармонию. Особенность трактовки художником форм, акцент на иллюзию светового решения адресует нас к романтическим работам учителя Н.К.Рериха – А.И.Куинджи, а также связывает его творчество с творчеством американского художника Рокуэлла Кента, создателя «гренландских» полотен в первой половине ХХ века. Особую роль в становлении творческого мышления Рериха сыграло его сотрудничество с Римским-Корсаковым, создавшим свою теорию «цветового звукосозерцания». Римский-Корсаков, убежденный в том, что для каждого цвета существует своя собственная тональность, развил в Рерихе удивительную способность «слышать цвет».

    Значительную часть выставки составляют произведения, созданные по мотивам путешествий Рериха по России, Монголии, Индии, Тибету. Экспозиция показывает, что многие мотивы своих ранних произведений художник повторял и в более позднее время – так, в 1942 году им была исполнена темпера «Поход Игоря», занимающая на выставке одно из центральных мест. Она написана во время Второй мировой войны, в 1942-м. Рерих рассматривал борьбу с фашисткой Германией  как крестовый поход культуры, чей яркий свет пытались навеки потушить гитлеровские орды. Художник привлекал внимание общественности к тому, как немцы, подобно гуннам, уничтожали церкви и библиотеки в Бельгии, теперь он призывал мир стать свидетелем разграбления нацистами Новгорода, разорения ими захоронений Толстого и Чайковского. В поход против темной, гибельной силы, стремящейся разрушить красоту и гармонию мира, Рерих отправляет древних русских святых, богатырей и князей, воскрешая их образы и ратные подвиги на своих полотнах.

    "Поход Игоря". 1942. Холст, темпера, графит, гуашь. 62x122 см.

     

    В 1943 году на материале ранних набросков Рерих создал картину «Чара звериная». В этой картине воплотился развиваемый художником на протяжении всего творчества сюжет о красоте и гармонии жизни древнего человека, ощущающего себя неотъемлемой частью природного мира. Художник считал пантеизм религией глубоко поэтичной и видел в поклонении солнцу, небу, огню, воде, земле, животным один из источников творчества языческих народов.