с 1 мая 2020 по 27 августа 2020
В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Самарский художественный музей подготовил виртуальную выставку плакатов из своего собрания, большинство из которых можно увидеть впервые.
В годы Отечественной войны плакат был одним из самых распространенных средств массовой агитации. Одни призывали к немедленным действиям, другие демонстрировали бесчеловечность фашизма, третьи высмеивали врага, - все они вызывали самые разные чувства - от боли и страха, до улыбки и смеха, но всегда служили мощным побуждающим средством, действующим наравне с газетами и радио.
Созданием плакатов занимались такие талантливые художники как Алексей Кокорекин, Виктор Корецкий, Николай Жуков, Леонид Голованов, Борис Ефимов, группы художников «Кукрыниксы» и «Окна ТАСС» и многие другие. В своем искусстве они создали такие запоминающиеся и вдохновляющие образы, которые навсегда остаются в памяти.
С первых дней войны на улицах советских городов появляются агитационные плакаты, призывающие поднять боевой дух солдат и производительность труда в тылу. На выставке представлен плакат, выпущенный в первые дни войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», созданный творческим коллективом советских художников Михаилом Куприяновым, Порфирием Крыловым и Николаем Соколовым, известными больше как Кукрыниксы. На второй день войны тысячными тиражами вышел в печать плакат А.А. Кокорекина «Смерть фашисткой гадине!».
Уникальными экспонатами, представленными на выставке, являются оригинальные двухметровые плакаты «Окна ТАСС» (Телеграфного агентства Советского Союза). Уже в июне 1941 года в витринах магазинов на улице Куйбышева, в окнах Дворца культуры им. Куйбышева появились первые военные плакаты.
«Окна ТАСС» в отличие от типографских плакатов, издававшихся большими тиражами, делались по трафаретам и небольшими тиражами. В штабе «Окон ТАСС» работали куйбышевские мастера и художники, эвакуированные из других городов. Работа там шла, как на военных заводах, - в три смены. Одни художники делали оригиналы, эскизы, другие резали трафареты и размножали тираж. Оригиналами плакатов и эскизами занимались известные московские мастера Г. Савицкий, В. Горяев, Н. Денисовский, Кукрыниксы. П. Соколов-Скаля присылал эскизы плакатов самолетом из Москвы.
Легко запоминались броские ритмичные стихи-подписи поэтов С.Маршака и Демьяна Бедного.
В собрании музея сохранилось несколько «Окон ТАСС»: «Ни шагу назад!», «Не отдадим Москвы», «Врагу не будет пощады», «Тыл - фронту», «На разгром врага», «Вороны в павлиньих перьях» и др.
Гротескные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его окружение были включены авторами в серию «Пышки и шишки». В 1956 году эта серия из 50 листов пополнила собрание искусства периода Великой Отечественной войны.
Впервые музей представил оригинальные сатирические плакаты из своих фондов, выпускавшиеся газетой Управления и политотдела железной дороги им. В.В. Куйбышева «Большевистское знамя», в 1941-1942 году. Все листы созданы Петром Бунаковым, он был автором рисунков и стихотворных строк.
Работы выполнены акварелью, бумага пожелтела от времени. Часть плакатов является развернутыми иллюстрациями к сообщениям в газетах. Автор высмеивает неприятеля, представляя его то в виде дикаря, то вором или мародером, то трусом.
В плакатном искусстве периода Великой Отечественной войны нашла отражение и женская тема. Одним из наиболее распространенных сюжетов для военного плаката был образ женщины – труженицы тыла (Соколов В.В. «Женщина в колхозе – большая сила». 1942).
Теме тыла посвящены плакаты московской художницы Татьяны Ерёминой («Все силы народа на разгром врага!» 1942). Плакат В. Корецкого «Ударный труд – оплот оборонной мощи СССР», вышедший в Государственном издательстве «Искусство» тиражом 100 тыс. экземпляров 2 марта 1941 года, а в связи с началом трудовой мобилизацией и переходом предприятий на военное положение, был опубликован в газете «Комсомольская правда». Он стал призывом для свершения трудовых подвигов на оборонных предприятиях страны.
Жители города Куйбышева и области собирали взносы на постройку танковой колонны и 3 февраля 1943 года состоялась передача бойцам Красной армии танковой дивизии «Куйбышевский колхозник». Именно этому событию посвящен плакат Б. Ефимова и Н. Долгорукова «Свести к нулю превосходство немцев в танках», выпущенный в типографии «Свободный труд».
Один из популярных мотивов в плакатах военного времени - обращение к прошлому, к славе легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова. На плакате Кукрыниксов за фигурами солдат возникают красные тени великих воинов, а изображение сопровождает текст С. Маршака: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева».
Самыми оптимистичными работами на выставки стали плакаты Леонида Голованова – уроженца Самары. Художник создал запоминающийся образ улыбающегося солдата, с пилоткой набок, натягивая сапог, он обещает дойти до Берлина! Прототипом его стал реальный герой–снайпер Василий Голосов, который до Берлина не дошел - погиб 16 августа 1943 года в боях под Харьковом.
После окончания Великой Отечественной войны Леонид Голованов еще раз обращается к полюбившемуся в народе образу бойца с плаката «Дойдем до Берлина!» для другой работы - «Красной Армии – Слава». Этот плакат стал одним из символов Победы. Уже знакомый всем улыбчивый боец, только с орденами на груди, стоит на фоне стены Рейхстага, на которой висит плакат «Дойдём до Берлина!». Среди росписей солдат-победителей видна яркая надпись «Дошли!».
Под залпы салютов и всеобщее ликование возвращаются герои, возвращаются с победой! На плакате Л. Голованова «Родина, встречай героев!» 1945 года молодые солдаты под звуки гармошки и гитары, улыбаясь, едут домой.