ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Takabayashi M. У входа в храм

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Свидетели катастрофы. Образы Великой Отечественной войны в советском искусстве»

    с 16 мая 2015 по 28 июня 2015

    Выставочный проект к 70-летию победы России в ВОВ в 2015 году широко представляет музейное собрание искусства военного времени – живопись, графику, скульптуру. Большая часть этих произведений оказалась в музее после экспонирования на  выставках «Великая Отечественная война», «Куйбышевская область в дни Отечественной войны» и других - всего в военные годы в «запасной столице» состоялись восемь  больших выставок. В них принимали участие не только куйбышевские художники М. Сидоров, И. Цыбульник, Г. Подбельский, И. Борисов, Б. Филипченко, П. Якушев и многие другие, но и столичные мастера – А. Герасимов, В. Ефанов, Г. Савицкий, А. Лентулов, А. Моравов, Л.Танклевский.

    Достаточно широк спектр живописи военного времени. Это этюды, написанные на фронте или в тылу; составленные «по воображению» композиции на злободневные темы – подвиги бойцов на фронте, зверства фашистов, страдания мирного населения (Л. Танклевский. «Клятва»; В. Ефанов. «У могилы товарища»; «Уличный бой»; «Подвиг героя» и «Ждут» А. Моравова) Широко представлено творчество И. Цыбульника, создавшего полотна «На запад и на восток», «Резервы».

    Л. Танклевский. «Клятва»

    Значительное место на выставке занимают портреты военных и тружеников тыла работы - В. Ефанова («Портрет героя соцтруда А. Третьякова», «Портрет машиниста Секретарева»); Ф. Модорова («Портрет героя СССР Ю.Горбко»), В. Новожилова («Танкист Николай Быков»), В. Прибыловского («Портрет героя СССР летчицы Чечневой»).

    В отличие от многих картин, зачастую носящих эскизный, «сырой» характер, в полотне лауреата Сталинской премии, орденоносца,  автора патетических портретов вождей А. Герасимова «Сталин у прямого провода» чувствуется живописная «школа», мастеровитость автора, поднаторевшего на портретах вождей – Ленина и Сталина.  (Сюжет «вождь у прямого провода» в свое время был разработан И. Грабарем  в картине «Ленин у прямого провода»). Нерушимый как скала вождь представлен в момент чтения сводок с фронтов. Рядом присутствуют и другие изображения советских, партийных деятелей – «всесоюзного старосты» М. Калинина («М. Калинин в Куйбышеве» И. Цыбульника); В. Молотова на фоне Кремля (на картине В. Ефанова).

    А. Герасимов «Сталин у прямого провода»

    Большое полотно Г. Савицкого «По следам врага» трактует сюжет как эпизод героического сказания. В основе полотна В. Ефанова «Хищники» - обращение к гротесковому решению, здесь налицо почти  экспрессионистическая стилистика. На выставке представлен станковый вариант картины Ефанова, его монументальная работа «Хищники» была выставлена в здании железнодорожного вокзала в Куйбышеве в 1942 году.

    При этом не всегда авторам удавалось воплотить драматизм военного времени, так, в монументальной по размерам композиции бывшего «бубнововалетца» А. Лентулова «Охраняют Ленинград», выдержанной в светло-голубой, пленэрной тональности,  некое действие по защите города скорее иллюстрируется, нежели переживается.

    А. Лентулов «Охраняют Ленинград»

    Важное место отведено графике военных лет - как наиболее мобильному виду изобразительного искусства. Творческие группы художников многократно выезжали на фронт; рисуя в перерывах между боями портреты бойцов, они создавали своего рода «документы войны». На выставке представлены фронтовые наброски В. Ефанова («Портрет Хловового», «Портрет Рогового») и других авторов. Руины разрушенного Сталинграда мы видим в одноименной серии И. Михранянц.

    Экспонируются и работы художников, сделанные в тылу – серия А. Романова «Куйбышев в годы войны», в скупой, почти минималистской форме передает реалии жизни провинциального города, ставшего «запасной столицей».

    А. Романов "Прожекторы"

    Серия «Москва в годы войны» Т. Ереминой - своего рода «наглядное пособие», рассказывающее, как следует вести себя в тех или иных обстоятельствах во время бомбежки.

    Т. Еремина из серии "Москва в годы войны"

    Важнейшим средством мобильной графики военного времени стали «Окна ТАСС», графические рисунки-плакаты, создаваемые на основе свежих сводок с фронтов Кукрыниксами и другими советскими карикатуристами. Эскизы из Москвы доставляли в Куйбышев специальным самолетом, здесь их с помощью трафарета размножала бригада местных художников. «Окна ТАСС», выставлявшиеся в окнах Дворца культуры им. Куйбышева и других зданий города,  привлекали к себе внимание прохожих, сообщали о событиях на фронтах. На выставке представлено несколько экземпляров «окон», сохранившихся в музейном собрании.

    Музей представляет ставшую уже классической серию карикатур Кукрыниксов «Пышки и шишки», в которой сатирически проиллюстрирована история гитлеровского блицкрига на Восток, оканчивающаяся полным крахом.

    Кукрыниксы из серии "Шишки-пышки"

    Скульптура военного времени представлена в значительно меньшем объеме, что, прежде всего, обусловлено спецификой этого вида искусства. На выставке демонстрируются работы белорусского советского скульптора А. Грубе «Три маршала» (К. Ворошилов, С. Буденный, С. Тимошенко) и «Перед расстрелом».

    Татьяна Петрова, зам.директора СОХМ по научной работе