с 29 октября 2020 по 17 января 2021
29 октября в Мраморном зале Самарского областного художественного музея открылась масштабная выставка «Передвижники: образ эпохи», на которой представлена портретная и жанровая живопись второй половины XIXвека из собрания Государственной Третьяковской галереи. Стоит заметить, что наш музей - единственный в России, кто откликнулся на 150-летие со времени основания Товарищества передвижных художественных выставок и организовал такого уровня тематическую экспозицию.
С приветственным словом к гостям вечера обратилась один из кураторов выставки, заведующий научным отделом Самарского областного художественного музея Светлана Шатунова: «Сегодня состоялось очень важное событие для музея, потому что мы эту выставку долго ждали! Передвижники – несомненно, самое влиятельное творческое объединение в отечественном искусстве второй половины XIXвека, это художники, которые сумели не только сказать новое слово, но и успешно противостоять Академии. Не случайно Государственную Третьяковскую галерею иногда называют «домом передвижников», потому что, главным образом, именно в ней сосредоточились все эти удивительные имена. Этот проект не состоялся бы, не будь такой замечательной, слаженной команды у Третьяковской галереи, руководство которой мы благодарим за содействие!».
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова также обратилась к гостям, собравшимся в Мраморном зале: «Выставка, которую мы рады представить сегодня – действительно долгожданная! Это собрание прекрасных полотен, хорошо известных как по нашей постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, так и тех, которые знают только специалисты и которые были отобраны в фондах и отреставрированы именно для этой выставки. Это и такие знаменитые работы как, например, «Студент» Ярошенко или блистательный портрет Пирогова Ильи Репина, не говоря уже о портрете самого Ильи Ефимовича кисти Поленова. Присутствуют здесь и малоизвестные работы, являющие собой совсем неожиданный аспект творчества очень известных мастеров - к примеру, две ранние работы Михаила Нестерова, которого мы хорошо знаем по творчеству поздних лет… Я думаю, что эта выставка станет действительно большим событием и новым открытием искусства передвижников, которые долгие годы не были в фокусе внимания. Сейчас мы начинаем возвращаться к ним, смотря на их произведения другими глазами, находя гораздо более глубокие чувства и пласты, а не только простую критику буржуазного общества. Я очень рада, что выставка открывается именно здесь, в Мраморном зале Самарского областного художественного музея - нашего давнишнего партнера, с которым мы сделали много выставок и который участвует во всех важнейших проектах Третьяковской галереи. Скоро мы организуем вместе еще одну большую выставку, изначально запланированную на осень этого года и в силу понятных причин перенесенную на следующий».
Не скрывала радостных эмоций от происходящего и основной куратор выставки, главный научный сотрудник отдела русского искусства 2-й половины XIX- начала XXвеков Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Светлана Усачева: «Я очень рада видеть сегодня здесь столько журналистов, потому что выставка действительно заслуживает, чтобы о ней говорили!.. В этом году исполняется ровно 150 лет с момента рождения Товарищества передвижных художественных выставок, и Самарский художественный музей вместе с Третьяковской галереей таким образом отмечают эту дату. Я очень хотела, чтобы вы посмотрели на передвижников как на наших современников, так как их искусство действительно очень разнообразно, необычайно глубоко и емко показывает историю нашей страны. Здесь соседствуют и всеми признанные шедевры и малоизвестные, порой незаслуженно забытые произведения, благодаря чему можно познакомиться с самыми разными сторонами жизни русского общества. Думаю, что многие из моментов на этой выставке будут особенно близки и понятны самарцам, которые смогут узнать на полотнах не только свое прошлое, но и настоящее, потому что передвижники писали современную им жизнь с большой любовью и уважением, с желанием отобразить действительность во всех ее проявлениях - не случайно, что они были в авангарде художественной жизни той эпохи!»