ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Takabayashi M. У входа в храм

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Выставки и мероприятия

    Диалог искусств в инструментальности selfie

    с 30 декабря 2020 по 1 июля 2021

    "Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры. Они сделаны глазом, сердцем и головой.

    Анри Картье-Брессон

    Дайте мне музей и я заполню его.

    Пабло Пикассо

    Интегрирование художественного объекта из иной социокультурной системы в музейную экспозицию существует в выставочной практике не одно десятилетие. Эти технологии позволяют расширить смысл музейной коллекции, подчеркнуть её ценности и создать новый контекст её основным векторам. Неожиданное соседство способно превратить традиционный артефакт в актуальное произведение современного искусства, вернуть ему первичную чувственную природу и придать интеллектуальную остроту, свойственную сегодняшнему дню.

    Именно формирование этой образности преследует и достигает в своих целях творческого успеха Владимир Амодео. Его художественные акции в Самарском художественном музее наглядно продемонстрировали не только рождение новых инсталляционных форм в рамках музейного собирания, но и отметили её качество, естественный и органический дизайн экспозиции и, главное, открыли в этом диалоге новые черты произведений, вступивших в уникальную беседу, в реальное общение с работами современного художника, разрушив, таким образом, устойчивость консервативных межъязыковых границ. Разные жанры - живопись и скульптура, контрастные фактуры - бронза и камень, конфликтные сюжеты - аскетическое свидетельство и интимная сцена, абстрактная конструкция и пластика женской фигуры - в этой системе координат начинают циркулировать на одном и том же уровне, как единицы одного и того же пространства, как частицы одной и той же материи.

    Поэтические образы Владимира Амодео открываются как единый процесс созидания, в котором мастер, сталкивая, казалось бы, прежде несоединимое, в реальности приводит его в новое согласие, а останавливая - формирует особое движение. В этот момент рождающаяся художественная структура, возникающая из непрерывного перемещения её отдельных артефактов, приобретает монументальный характер, включая в себя эпическое и интимное. Вместе с тем каждое высказывание Владимира является открытым, незамкнутой фигурой, которая своей разомкнутой гранью переливается в другие формы и пластические состояния. Рассматривая эти объекты, осознаёшь, что проследить, где кончается один художественный организм и начинается другой практически невозможно. Они неуловимо проникают друг в друга, взаимоотражаясь всплывают, контрастируя и сливаясь. Можно сказать, что тот путь, которым следует поэтика Владимира Амодео не является собственно ни хронологическим, ни путём повествовательным, когда одно событие рождает другое. В этой визуально-смысловой системе, скорее, содержится позиция астролога, которого интересует конфигурация случайных событий в момент наблюдения, а совсем не причины, обусловившие эту случайность, т.е. сама тайна, лежащая в основе творчества. На смену восприятия времени как чистой последовательности в своих "инсталляциях" художник привносит в искусство ощущение его мгновенности, точечности. Поэтому и героинями его пластики являются чаще всего балерины, персонажи, отличающиеся «пуантелистической» артистичностью движений, где гармония открывается в феноменальности незримости конфликта.

    В этом свете традиции культуры представляются как "встречи несоединимого", как энергии, объединяющие экзистенциальные связи и пределы художественного опыта, как обнажение кодов, лежащих в основе искусства. Как например - фигуры, символизирующие косцов - ритуальных персонажей Амодео, случайно попадая в ракурс экспонирования "Чёрного квадрата" К.Малевича, открывают следующую фазу в эволюции великого представителя авангардной мысли, знаменуя его возвращение в конце жизни к образу человека. Их силуэты превращаются в проекции, в тени крестьян последнего периода Малевича, рифмуясь с лучами побежденного Солнца и наглядно символизируя на фоне легендарной супрематической геометрии трагизм и величие его творческой судьбы.

    Художник превращается в свидетеля происходящего, оставляя за собой право сделать главным в этом "театре в рамках музея" главным действующим лицом язык, акт говорения, рассказывая нам другую, обновленную историю искусства, где внутренний мир произведения переходит во внешнюю, находящуюся перед нами, как на сцене, реальность. И тогда зритель сам обнаруживает возможность оказаться в этом спектакле, стать его героем и зафиксировать в инструментальности selfie свою роль в заполненной вспышками камер сегодняшней «божественной комедии». Небольшая по размеру скульптура Владимира Амодео становится для посетителя выставки волшебной дверью, ведущей в магический мир, в котором царствует согласие и исполняются все желания.

    Свои композиции художник располагает так, чтобы мы не ощущали их музейную дистанцированность, они всем своим строем утверждают пространство экспонирования как душевное поле, объединяющее всех нас в энергиях культуры, её демократичности, в том свободном единении, которое рождается только во сне. В этой парадоксальной, сновидческой близости танцовщицы Владимира Амодео становятся медиаторами, проводниками в иные, абсолютно счастливые измерения, в мир Серебряного века, поэзии Александра Блока и балетов Сергея Дягилева. И здесь у каждого из нас открывается естественное желание и простая мысль сохранить уникальное мгновение, удостоверить реальность этого неповторимого события и оставить его в памяти хотя бы с помощью камеры мобильного телефона."

    Виталий Пацюков

    Член-корреспондент Российской Академии художеств