ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Сызранская школа иконописи в контексте культуры Самарского края»

    с 3 марта 2021 по 7 апреля 2021

     

    Сызранская школа иконописи– значимое явление русской художественной  культуры.Уникальный стиль Сызранской школы иконописи возник во второй половине XVIII века и продолжился традициями мастеров-старообрядцев, сохранив связь с византийской школой, что заметно в сызранских иконах. Крупная иконописная школа не уступает древнейшим школам Москвы, Великого Новгорода, Владимира.

    Самый известный представитель школы - уроженец Сызрани Александр Архипович Бочкарев. Его иконы отличались свежестью красок, мягкими цветами, плавными переходами от света к тени. А его изюминкой был белый фон, на котором написаны лики святых. Своим творчеством Александр Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию и за ее пределами. В 1896 году на Новгородской выставке Бочкарев был удостоен награды от императора Николая II. Конечно, многие из бочкаревских работ к сегодняшнему времени утрачены. Но несколько икон знаменитого сызранского мастера есть в фонде Сызранского краеведческого музея и в частных коллекциях, а также в молитвенном доме местной старообрядческой общины.

    Сегодня традиции Бочкарева и других мастеров сызранской школы иконописи продолжают современные художники - выпускники художественного училища в городе Холуй Ивановской области Наталья и Юрий Пятковы. Мастера по крупицам постигают секреты и технологию иконописи.

    В настоящее время условия для возрождения сызранской иконописи создал предприниматель и благотворитель Александр Михайлович Макаров, организовав мастерскую, в которой работают 4 мастера.

    20 января 2021 года в художественной галерее «Наследие» г.о. Сызрань состоялась презентация иконописной мастерской Сызранской школы иконописи. Мероприятие было приурочено 170-летию Самарской губернии. Теперь возможность познакомиться с творчеством сызранских мастеров-иконописцев есть у жителей и гостей столицы нашей Губернии.

     

    Дополнительные сведения

    Сызранская школа иконописиразвивалась с конца XVIIIвека до 30-х годов XXвека в среде старообрядцев-поморцев беспоповского толка. Они были закрыты от общества и представляли наиболее ортодоксальную ветвь старообрядчества. Икона сызранской школы замалчивалась, и сегодня она  неизвестна широкому кругу духовной общественности. Такие образы имеются лишь в местных семьях и в немногих частных коллекциях ценителей старины.

    Тем временем по масштабам данный промысел Сызрани не уступал подобным известным центрам России. Сызранская икона – целый пласт духовной культуры русского народа.

    Город Сызрань был основан в 1683 году. Прошло лишь четверть века после церковных реформ, приведших к расколу. Поэтому в городок на Волгу, на окраину государства, устремились так называемые раскольники (старообрядцы), подвергавшиеся репрессиям.

    Есть гипотеза о том, что в Сызранском уезде поселились и те старообрядцы, которые пришли сюда после Манифеста Екатерины II, изданного в 1762 году и дававшего некоторые послабления носителям «старой веры». Принесли они с собой и иконописную традицию, которую стали развивать на сызранской земле.

    Местная традиция опиралась на каноны, присущие в целом старообрядческим иконам. Однако имелись и собственные черты, которые позволяют идентифицировать такие образа как сугубо сызранские. Такая икона отличается разнообразной колористикой, не редкостью на ней были и белые фона. Образы получались яркими, праздничными.

    Ключевой фигурой в сызранском иконописании являлся Давид Васильевич Попов (Порфиров). Он родился 17 ноября 1822 года. Известны некоторые фамилии его учеников. Это Петр Иванович Кувшинов, Иван Максимович Шадрин, Константин Иванович Дьяконов и его жена (они жили и работали в Казани), отец и сын Качаевы – Павел Семенович и Александр Павлович, а также братья Александр Архипович и Федор Архиповичи Бочкаревы.

    Известно, что влияние Сызранской иконописной школы распространялось на большой регион Средней Волги. А порой в Москве и Санкт-Петербурге ревнители старой веры заказывали образа в «сызранской манере письма». И столичные мастера копировали почерк наших «богомазов».

    После революции многие священники и иконописцы были репрессированы. К примеру, Александра Архиповича Бочкарева сослали в Архангельскую область, в 1934 году он скончался.

    О Сызранской школе иконописи скоро вообще забыли…

    На рубеже тысячелетий, когда прежняя идеология канула в Лету, художники вновь обратились к образам своих предшественников.

    В начале XXIвека Сызранскую икону стал собирать Андрей Александрович Кириков. С такими образами он познакомился еще в юности, он тогда жил в Ульяновской области. Затем он стал офицером Советской Армии, службе которой отдал более двух десятилетий. Затем обосновался в Москве, занялся предпринимательством. В настоящее время у него самая большая коллекция сызранских образов.

    Постепенно нынешние сызранские художники проникают в тайны иконописи, приобщаются к такому сакральному действию. Это супруги Пятковы – Наталья и Юрий, Ольга Степанова. Они учатся писать со старинных сызранских икон, на которых необыкновенны лики святых – смиренны, одухотворены, чисты и благоговейны одновременно! 

    Предприниматель, меценат и благотворитель, учредитель первой частной галереи в г. Сызрани «Наследие» Александр Михайлович Макаров предоставил все условия для иконописцев, организовав для них мастерскую.

     
    4 марта вход свободный 
    Стоимость билета в последующие дни: 100 рублей полный, 50 льготный