с 3 марта 2021 по 7 апреля 2021
Сызранская школа иконописи– значимое явление русской художественной культуры.Уникальный стиль Сызранской школы иконописи возник во второй половине XVIII века и продолжился традициями мастеров-старообрядцев, сохранив связь с византийской школой, что заметно в сызранских иконах. Крупная иконописная школа не уступает древнейшим школам Москвы, Великого Новгорода, Владимира.
Самый известный представитель школы - уроженец Сызрани Александр Архипович Бочкарев. Его иконы отличались свежестью красок, мягкими цветами, плавными переходами от света к тени. А его изюминкой был белый фон, на котором написаны лики святых. Своим творчеством Александр Бочкарев прославил Сызрань на всю Россию и за ее пределами. В 1896 году на Новгородской выставке Бочкарев был удостоен награды от императора Николая II. Конечно, многие из бочкаревских работ к сегодняшнему времени утрачены. Но несколько икон знаменитого сызранского мастера есть в фонде Сызранского краеведческого музея и в частных коллекциях, а также в молитвенном доме местной старообрядческой общины.
Сегодня традиции Бочкарева и других мастеров сызранской школы иконописи продолжают современные художники - выпускники художественного училища в городе Холуй Ивановской области Наталья и Юрий Пятковы. Мастера по крупицам постигают секреты и технологию иконописи.
В настоящее время условия для возрождения сызранской иконописи создал предприниматель и благотворитель Александр Михайлович Макаров, организовав мастерскую, в которой работают 4 мастера.
20 января 2021 года в художественной галерее «Наследие» г.о. Сызрань состоялась презентация иконописной мастерской Сызранской школы иконописи. Мероприятие было приурочено 170-летию Самарской губернии. Теперь возможность познакомиться с творчеством сызранских мастеров-иконописцев есть у жителей и гостей столицы нашей Губернии.
Дополнительные сведения
Сызранская школа иконописиразвивалась с конца XVIIIвека до 30-х годов XXвека в среде старообрядцев-поморцев беспоповского толка. Они были закрыты от общества и представляли наиболее ортодоксальную ветвь старообрядчества. Икона сызранской школы замалчивалась, и сегодня она неизвестна широкому кругу духовной общественности. Такие образы имеются лишь в местных семьях и в немногих частных коллекциях ценителей старины.
Тем временем по масштабам данный промысел Сызрани не уступал подобным известным центрам России. Сызранская икона – целый пласт духовной культуры русского народа.
Город Сызрань был основан в 1683 году. Прошло лишь четверть века после церковных реформ, приведших к расколу. Поэтому в городок на Волгу, на окраину государства, устремились так называемые раскольники (старообрядцы), подвергавшиеся репрессиям.
Есть гипотеза о том, что в Сызранском уезде поселились и те старообрядцы, которые пришли сюда после Манифеста Екатерины II, изданного в 1762 году и дававшего некоторые послабления носителям «старой веры». Принесли они с собой и иконописную традицию, которую стали развивать на сызранской земле.
Местная традиция опиралась на каноны, присущие в целом старообрядческим иконам. Однако имелись и собственные черты, которые позволяют идентифицировать такие образа как сугубо сызранские. Такая икона отличается разнообразной колористикой, не редкостью на ней были и белые фона. Образы получались яркими, праздничными.
Ключевой фигурой в сызранском иконописании являлся Давид Васильевич Попов (Порфиров). Он родился 17 ноября 1822 года. Известны некоторые фамилии его учеников. Это Петр Иванович Кувшинов, Иван Максимович Шадрин, Константин Иванович Дьяконов и его жена (они жили и работали в Казани), отец и сын Качаевы – Павел Семенович и Александр Павлович, а также братья Александр Архипович и Федор Архиповичи Бочкаревы.
Известно, что влияние Сызранской иконописной школы распространялось на большой регион Средней Волги. А порой в Москве и Санкт-Петербурге ревнители старой веры заказывали образа в «сызранской манере письма». И столичные мастера копировали почерк наших «богомазов».
После революции многие священники и иконописцы были репрессированы. К примеру, Александра Архиповича Бочкарева сослали в Архангельскую область, в 1934 году он скончался.
О Сызранской школе иконописи скоро вообще забыли…
На рубеже тысячелетий, когда прежняя идеология канула в Лету, художники вновь обратились к образам своих предшественников.
В начале XXIвека Сызранскую икону стал собирать Андрей Александрович Кириков. С такими образами он познакомился еще в юности, он тогда жил в Ульяновской области. Затем он стал офицером Советской Армии, службе которой отдал более двух десятилетий. Затем обосновался в Москве, занялся предпринимательством. В настоящее время у него самая большая коллекция сызранских образов.
Постепенно нынешние сызранские художники проникают в тайны иконописи, приобщаются к такому сакральному действию. Это супруги Пятковы – Наталья и Юрий, Ольга Степанова. Они учатся писать со старинных сызранских икон, на которых необыкновенны лики святых – смиренны, одухотворены, чисты и благоговейны одновременно!
Предприниматель, меценат и благотворитель, учредитель первой частной галереи в г. Сызрани «Наследие» Александр Михайлович Макаров предоставил все условия для иконописцев, организовав для них мастерскую.