ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки
  • Выставки и мероприятия

    Венир Кныжов – свидетель времени, к 90-летию со дня рождения

    с 10 июня 2021 по 10 июня 2021

     

    В.Р. Кныжов родился 2 ноября 1930 года во Владимирской области, когда ему исполнилось пять лет, он вместе с матерью    переехал в город Ковров, где на заводе им. К.О. Киркижа работал отец.  В 1941 году завод эвакуировали на Волгу, в город Куйбышев. Здесь в изостудии при заводе «Металлист» мальчик получил первые уроки рисования. Закончив семь классов в 1947 году, Венир уезжает в Пензу, поступает в Пензенское художественное училище имени К.А.Савицкого.

     

     

    В 1957 году становится студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

    После окончания института вернулся в Куйбышев, работал в мастерской  Художественного фонда.

    В творчестве Кныжова ведущей становится тема Великой Отечественной войны. Художники-шестидесятники, знавшие о войне по рассказам отцов, трактуют эту тему иначе, чем их предшественники: в их картинах нет сцен сражений, ужасов оккупации, нет радости и объятий боевых товарищей. В военных картинах Кныжова нет главного героя, художник через образы безымянных солдат и партизан пытается передать эмоциональную атмосферу времени.  Живопись здесь под стать сюжету: сурово-монохромная, с преобладающим землистым колоритом.

     

    Дорогами войны. 1985-1989

     

    Вступление Красной Армии в Самару. 1969

     

    На протяжении творческого пути художник писал портреты своих современников. Это люди - разные по возрасту и роду занятий, юноши и девушки, но все они задумчивы, погружены в себя, сосредоточенны, обладающие внутренним благородством и достоинством. Можно сказать, что у автора сложился вполне определенный тип портрета: поколенное или поясное изображение фигуры на фоне пейзажа или в интерьере.

     

    Девочка с мишкой. 1975

     

    Девушка с платком, 1974 г.

     

    Сельский кузнец Григорьев М. 1979

     

    Художники  как летописцы эпохи  должны были отражать значимые для города и страны события, запечатлевать стройки века. Когда в 1987 году был открыт Куйбышевский метрополитен, Кныжов написал портрет бригадира проходчиков - Ю.С. Султангареева (1986).

    Кныжова всегда привлекала красота волжских берегов, он не раз писал Молодецкий курган и любимую им Бахилову поляну. В 1970-е годы именно в пейзаже художник активно экспериментирует с цветом, применяя приемы французских постимпрессионистов.  Смело звучат терпкие, горячие желто-оранжевые оттенки заволжской осени - «Вечер в Жигулях» (1977), «Бахилова Поляна» (1974), «Осенний день в Жигулях» (1970-е).

     

    Пейзаж с лодкой. Конец 60-х - начало 70-х

     

    Кныжов много ездил по стране. В 1961 году он проходил практику  на Кавказе, собирал материалы для своих будущих работ. Пейзажи Кавказских гор, созданные в разные годы, не только впечатляют суровым величием, но и обладают романтической притягательностью.

     

    Сосны в горах. 1970-е

     

    На протяжение 1970-х и 1980-х годов художник не раз посещал Болгарию. Специально для города-побратима Самары –  Стара-Загоры была написана картина «Проводы Самарского знамени в Болгарию» (1986).

    Венир Романович Кныжов был не только одаренным художником, но и талантливым педагогом. Он стал инициатором и одним из основателей в 1964 году вечерней художественной школы, затем художественного училища, где долгое время преподавал, составлял учебные программы по рисунку, живописи и композиции.

    Венир Романович был любимым преподавателем в вечерней художественной школе.  Среди  его учеников можно назвать  Н.В. Ельцова, Г.М. Мисюк, О.А. Баканову, С.М. Гриднева, А.В. Кныжова и многих других.

    В 1971 году за творческую и педагогическую деятельность художник был награжден орденом «Знак Почета».

    В.Р. Кныжов стал заметной фигурой в истории Самарского изобразительного искусства. Он относился к тому типу художников, которые верили в этическую и эстетическую  силу искусства. Относясь к творческому процессу серьезно и вдумчиво, никогда не останавливался на достигнутом. «Ищите себя, свой язык, думайте, размышляйте»,  – эти советы он давал своим ученикам,  они же и являлись основой его творческого кредо.  

     

    Открытие 10 июня в 18:00. Вход свободный