ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Takabayashi M. У входа в храм

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Сальвадор Дали. Священное послание"

    с 4 сентября 2015 по 15 ноября 2015

    ул. Куйбышева, 92, мраморный зал

    Цена билетов:
    Для взрослых - 250 рублей
    Для студентов, пенсионеров - 200 рублей
    Для студентов, пенсионеров в группах (от 10 чел.) - 150 рублей          
    Для школьников - 100 рублей
    Для школьников в группах (от 5 чел.)- 50 рублей
    Фото и видео съемка на любые технические устройства - 100 рублей

    Выставка представляет самую масштабную графическую серию одного из величайших художников ХХ века, Сальвадора Дали, а именно – иллюстрации к Ветхому и Новому Завету из частного итальянского собрания. Ни одной из 105 представленных на выставке работ нет в собраниях российских музеев, что позволяет без преувеличения назвать проект уникальным.

    Два тысячелетия Библия являлась Книгой Книг для европейского искусства, а в последние несколько столетий – для искусства всего мира. Многие художники, обращаясь к библейским историям, пытались в притчевой, иносказательной форме рассказать о своем времени и, одновременно, найти ответы на вопросы, которые история ставила перед ними и перед всем человечеством. Казалось, что искусство ХХ века уже далеко ушло в своих интересах от тем Ветхого и Нового Завета, но Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого века, становясь для кого-то залогом возрождения религиозного сознания, а для кого-то источником поэтических образов. И каждый, прикасаясь к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов,  обращался к библейским текстам. Сальвадор Дали не был исключением. Но он предпринял рискованное предприятие – передать языком сюрреализма библейские истории и в этом смысле сломать существовавшие  в изобразительном искусстве традиции. Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Порой он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой представляет себя Спасителем мира. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор - Спаситель.

    С. Дали "Все они из Савы придут..."

     

    В 1963 году Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr.Giuseppe Albaretto) проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia Sacra) и с большим энтузиазмом принялся за его воплощение. Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и скрытый смысл и истину слов Великой Книги. Выбор библейских тем для этого проекта был сделан самим Дали. В результате в 1963-1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведенных в 1964-1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве Дали графический проект.

    С. Дали "Вавилонская башня"

     

    Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, представляет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника в   удивительно емкий и в то же время загадочный  мир библейских историй. Но, даже обратившись к библейским темам, он остается провокатором. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.  

    Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения.  Он строил свою жизнь на сюрреалистический манер - столь же безоглядно, как и свои произведения.  Для Дали сюрреализм есть не просто течение в  искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль его жизни. Этот сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.

    С. Дали "Суета сует"

     

    ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ

    Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым. Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.

     

    ЭКСПЕРТИЗА

    Вся серия имеет индивидуальный сертификат подлинности от издателя Rizzoli, который подтверждает что это действительно «единственный подлинный экземпляр № 17 "Священной Библии"». Там же утверждается, что «произведения в этом издании единственные и неповторимые и не будут перепечатаны, таким образом, никогда». Кроме этого подлинность гравюр выставки подтверждена заключениями международных экспертов. Каждая литография имеет сертификат международной специализированной организации «Европейский Союз - Эксперты Искусства» (Рим) и экспертное заключение Министерства культуры РФ, а также регистрационный документ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).