с 17 сентября 2021 по 14 ноября 2021
В честь 170-летия Самарской губернии и 95-летия со дня рождения заслуженного художника Валентина Захаровича Пурыгина (1926-2002) Самарский художественный музей представляет выставку «Самарские мистерии Валентина Пурыгина».
В Самаре Валентин Пурыгин оказался в 4 года, когда семья бежала от раскулачивания. Здесь художник впервые увидел Волгу – она покорила его своей мощью и красотой на всю жизнь. В этом городе он получил первые уроки рисования.
В письме своему другу, искусствоведу В.И. Володину, Пурыгин писал: «Я люблю свой город. Помню город еще старой Самарой, с пароходами, колёса которых придавали им вид сказочных мельниц… Город наш не очень красив, но я влюблен в него, и хочется найти видные и интересные места».
Такими местами стали для художника улицы, площади, строящаяся набережная и Семейкинское (Московское) шоссе, мост через Самарку. Город Пурыгина очень разный: он пишет его в весенние дни и в ненастье, в осеннем кружеве и в стужу. Все эти мотивы нашли отражение в многочисленных натурных этюдах, представленных на выставке.
Одна из главных достопримечательностей – площадь Куйбышева. Пурыгин писал и рисовал ее много раз со стороны скверов, вид на Дворец культуры и в праздники, и в будни.
Валентин Пурыгин создал своего рода портреты улиц, запечатлел Ленинградскую, Некрасовскую, Льва Толстого - те места, где сохранился дух старой Самары, на лавочках собирались соседки, а во дворах сушили белье и смолили лодки.
Где бы ни был Пурыгин, он всегда много рисовал, штудировал, делал зарисовки и наброски. В графике сохранились серии рисунков, бегло исполненные за один день. Серия, датированная 23 апреля 1980 года, выполненная в сепии, посвящена улице Вилоновской. На нескольких листах изображен спуск от Пушкинского сквера, вид на рабочей городок и пивзавод. Выразительны эмоциональные ночные зарисовки горящих фонарей улицы Куйбышева с видами Кирхи.
Пурыгин – один из тех художников, кто помимо внешней красоты города, увидел его внутренний драматизм – с одной стороны, надвигающийся смерч новых застроек, разрушающих облик старой Самары, с другой - неприглядную изнанку дворов и жизни их обитателей. Стал создавать картины-мистерии, где узнаваемые улицы наводняются босховскими, вылупляющимися из яиц существами, крысами, стаями ворон. На картине «Разлив на Волге» в реку, выходящую из берегов, медленно погружаются автомобили, троллейбусы, дома, а люди-нелюди, этого словно не замечают, продолжают строить планы и живут привычной потребительской жизнью. Героев своих картин художник делает звероподобными, наделяет гротескными чертами, подчеркивает их духовную деградацию, в противовес образы природы наделяя силой и могуществом.