ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    "Окольцованные Самарской Лукой. Самарский пейзаж 2-половины XIX– начала XXI вв"

    с 20 апреля 2022 по 19 июня 2022


     

    Самарский областной художественный музей представляет выставку «Окольцованные Самарской Лукой». Масштабная экспозиция посвящена самарскому Гению места, самарскому ландшафту, самарским художникам. В самом ее названии заключена метафора: художник сравнивается с птицей, которая, улетая на юг, весной обязательно возвращается домой, чтобы вывести свое потомство. Возникает ассоциация – кольцо на лапке у птицы и гигантское кольцо Луки совпадают в своем предназначении: кольцо служит идентификации птицы, Лука идентифицирует художника, взрастившего свое творческое видение в ее пределах.

    Выставка охватывает период со 2-й половины ХIХ до начала ХХI века. Начало самарскому пейзажу было положено К.П. Головкиным (1871-1925), который явился подлинным предтечей самарских пейзажистов последующего времени. В своих работах Головкин выявил мотивы, характерные для ландшафта Самарской Луки и особое внимание уделил природному «феномену» этих мест – дереву осокорь (черный тополь).

    Расцвет самарского пейзажа приходится на 1950-е – 1960-е годы, когда в Куйбышев после окончания художественных учебных заведений возвращаются В.З. Пурыгин, Г.В. Филатов, И.Е. Комиссаров, А.А.Кулаковский, Ю.И.Филиппов, Н.Ф.Шеин и другие молодые художники. Это время хрущевской оттепели, тесной творческой консолидации и энтузиазма. Главная их цель в эту героическую эпоху, как ее сформулировала партия, – изображение трудового подвига советского народа. Все свои силы они должны направить на создание художественной летописи грандиозной стройки века – Волжской ГЭС им. Ленина. Так появляется знаковая для того времени картина «На Жигулевском море» (1957) О. Карташева, где поставленная автором задача заключалась в изображении нового облика этих мест.

    Однако в эпоху брежневского застоя в советском искусстве имеет место процесс преобразования «героической» станковой картины в картину-панно, где на первый план выходит праздничное, декоративное начало. Параллельно с этим все большую роль начинает играть этюд, который воспринимается уже не как предварительное изучение натуры, но как своего рода отдушина для передачи лирических переживаний автора.

    В этюдных работах Филатова 1970-х находят свое тонкое воплощение переходные состояния природы, его этюды приобретают «картинность», не утрачивая при этом камерности. В них проявляется качество, которое свойственно и произведениям таких прекрасных самарских колористов, как И.В.Карпунов, И.Е.Комиссаров, Н.Ф.Шеин, достигающих высокой степени гармоничности цветового решения в стремлении воплотить некую идеальную красоту природного мира.

    Средняя Волга в удивительном завороте Самарской Луки окольцевала наших художников, привязав их к этому уникальному месту на земле. Она стала главной героиней произведений Валентина Захаровича Пурыгина, одного из самых ярких и противоречивых самарских художников. Пурыгин также обратил внимание на особую характерность дерева осокорь, не прошедшую мимо внимания Головкина, великолепно живописал его в своих ранних работах, наполнил его новым содержанием. В этюдах художника, написанных на противоположном берегу Волги, жизнерадостные купальщики развешивают одежду на корягах – останках гигантских осокорей, жертв эпохальных шагов прогресса по самарской земле: поднявшаяся после постройки ГЭС вода подмыла их, разрушив берега. Стремясь максимально заострить тему трагедии естественной природы, страдающей от человеческих рук, Пурыгин уже в конце 1960-х незаметно перешел из пространства природы в мир архетипических символов и аллегорий, любимые свои осокори он заместил языческими богами. Горящий же, фовистски-напряженный город стал в его понимании зоной риска для человека.

    Безусловно, что творческую индивидуальность Пурыгин обрел во многом благодаря своей феноменальной укорененности в самарской почве: всю жизнь он оставался подключен к конкретным метафизическим ценностям места. Характерно, что в процессе творчества чуткий художник не только и не столько «портретирует» самарский природный ландшафт, - в определенной мере ценности этого ландшафта как бы перестраивают его изнутри, программируют.

    Показателен путь, который прошел Н.Ф.Шеин. Мотивы его живописных этюдов, написанных на Бахиловой поляне и в деревне Бахилово в 1970-е годы отсылают нас к удивительной красоте природы Жигулей, показанной им в постоянном потоке превращений. На новом этапе творческого обобщения в конце 1970-х - начале 80-х годов он постепенно приходит к некоей универсальной форме – овалу. Кажется, что самим появлением такой парящей формы художник обязан своей тесной связью с метафизическим ландшафтом Самарской Луки, ее окольцованностью, замкнутостью на себя.

    Творчество Н.В. Карпунова основано на законах примитива. Любая его композиция   универсальна и имеет своим прототипом Мировое древо. Внешне в его работах нет ничего, непосредственно отсылающего нас к реалиям Самарской Луки, однако художник находился в некоей таинственной связи с этим миром, был напрямую подключен к мудрости Природы, зажигая свою свечу от ее огня...

    Хотя лик нашего самарского Гения места до конца неясен, преломляясь по-разному в творчестве наших пейзажистов, он постоянно манит в свою заколдованную вотчину, продолжая привлекать современную творческую молодежь.

     

    Открытие состоится 20 апреля в 18:00!
    Вход свободный.

    В остальные дни 200 рублей полный билет, 100 рублей льготный.