ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Выставки и мероприятия

    Выставка офортов Джованни Пиранези (из собрания Самарского областного художественного музея)

    с 27 октября 2022 по 5 февраля 2023

     

    Посетителям выставки Александра Тышлера Самарский областной художественный музей дарит уникальную возможность увидеть экспозицию офортов легендарного Джованни Пиранези (1720-1778) – итальянского художника, архитектора, одного из лучших граверов в истории искусства. Его фантазия в сочетании с высоким качеством исполнения офортов до сих пор остаются непревзойденными.

    Джованни Батиста Пиранези родился в местечке Мольяно, недалеко от Венеции, в семье каменщика. С детства интересовался историей древнего Рима и его архитектурой. В 1740 году правительство Венецианской республики отправило посольство к Папскому двору, и Пиранези был зачислен в свиту посла в качестве рисовальщика. Здесь он работал как театральный декоратор и одновременно изучал архитектуру Древнего Рима, ренессанса и барокко – штудировал теоретические труды, делал бесчисленные зарисовки памятников. В мастерской Джузеппе Вази обучался гравюре на металле.

    Архитектура как вид искусства для Пиранези - художника стояла на первом месте, но возможность создавать безграничные пространства и необычные пейзажи, наполнять их самой смелой архитектурой, поражающей воображение, увлекла молодого человека.

    Большая часть работ Пиранези из собрания Самарского художественного музея относятся к серии «Виды Рима» (1748-1778) – «Вид алтарного фасада базилики Санта Мария Маджоре» (1749), «Вид арки Тита» (1760), «Вид собора Святого Петра» и другие.

    На нижнем поле гравюры или внутри самого изображения обычно располагается надпись, в которой присутствует название, иногда с пространным комментарием. Пиранези тяготел к особой наглядности, сопровождая гравюры пояснениями. При этом он свободно обращался с архитектурными формами. Пиранези реконструировал руины, создавая из развалин новую реальность.Основной перспективный прием Пиранези ярко прослеживается на примере листа «Вид на Понте Саларио»: художник  становится  на очень близком расстоянии от изображаемого архитектурного объекта, в результате чего отдельное сооружение вырастает перед зрителем, заполняя практически все пространство. Зачастую в его гравюрах существует преувеличение пропорций. Игра с масштабом, ракурсом, усиление светотеневой моделировки превращают Рим в таинственный город грандиозных руин.

    Человек почти теряется среди этих колоссальных построек. В гравюрах Пиранези люди неприметны, они заняты повседневными бытовыми делами: торгуют, беседуют, ловят рыбу.

    Пиранези мастерски владел техникой офорта, в частности многоступенчатым травлением, сочетал офорт с резцовой гравюрой, что позволяло использовать всю гамму тона и сильные световые эффекты, а также уделять внимание мельчайшим деталям.

    Художника по праву считают таким же создателем Рима, как и знаменитых архитекторов. Он творил не памятники, а образ города,  его миф.

    Множество художников пытались соперничать с мастером в изображении Рима и его окрестностей. Были у него и последователи и подражатели, но ни один не достиг высот искусства Пиранези.