ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки
  • Наши спонсоры


  • Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Выставки и мероприятия

    Выставка офортов Джованни Пиранези (из собрания Самарского областного художественного музея)

    с 27 октября 2022 по 5 февраля 2023

     

    Посетителям выставки Александра Тышлера Самарский областной художественный музей дарит уникальную возможность увидеть экспозицию офортов легендарного Джованни Пиранези (1720-1778) – итальянского художника, архитектора, одного из лучших граверов в истории искусства. Его фантазия в сочетании с высоким качеством исполнения офортов до сих пор остаются непревзойденными.

    Джованни Батиста Пиранези родился в местечке Мольяно, недалеко от Венеции, в семье каменщика. С детства интересовался историей древнего Рима и его архитектурой. В 1740 году правительство Венецианской республики отправило посольство к Папскому двору, и Пиранези был зачислен в свиту посла в качестве рисовальщика. Здесь он работал как театральный декоратор и одновременно изучал архитектуру Древнего Рима, ренессанса и барокко – штудировал теоретические труды, делал бесчисленные зарисовки памятников. В мастерской Джузеппе Вази обучался гравюре на металле.

    Архитектура как вид искусства для Пиранези - художника стояла на первом месте, но возможность создавать безграничные пространства и необычные пейзажи, наполнять их самой смелой архитектурой, поражающей воображение, увлекла молодого человека.

    Большая часть работ Пиранези из собрания Самарского художественного музея относятся к серии «Виды Рима» (1748-1778) – «Вид алтарного фасада базилики Санта Мария Маджоре» (1749), «Вид арки Тита» (1760), «Вид собора Святого Петра» и другие.

    На нижнем поле гравюры или внутри самого изображения обычно располагается надпись, в которой присутствует название, иногда с пространным комментарием. Пиранези тяготел к особой наглядности, сопровождая гравюры пояснениями. При этом он свободно обращался с архитектурными формами. Пиранези реконструировал руины, создавая из развалин новую реальность.Основной перспективный прием Пиранези ярко прослеживается на примере листа «Вид на Понте Саларио»: художник  становится  на очень близком расстоянии от изображаемого архитектурного объекта, в результате чего отдельное сооружение вырастает перед зрителем, заполняя практически все пространство. Зачастую в его гравюрах существует преувеличение пропорций. Игра с масштабом, ракурсом, усиление светотеневой моделировки превращают Рим в таинственный город грандиозных руин.

    Человек почти теряется среди этих колоссальных построек. В гравюрах Пиранези люди неприметны, они заняты повседневными бытовыми делами: торгуют, беседуют, ловят рыбу.

    Пиранези мастерски владел техникой офорта, в частности многоступенчатым травлением, сочетал офорт с резцовой гравюрой, что позволяло использовать всю гамму тона и сильные световые эффекты, а также уделять внимание мельчайшим деталям.

    Художника по праву считают таким же создателем Рима, как и знаменитых архитекторов. Он творил не памятники, а образ города,  его миф.

    Множество художников пытались соперничать с мастером в изображении Рима и его окрестностей. Были у него и последователи и подражатели, но ни один не достиг высот искусства Пиранези.