ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Выставки и мероприятия

    «СВЕТ И ВОЗДУХ»: Роберт Фальк и Валентина Диффинэ-Кристи

    с 17 ноября 2022 по 15 января 2023

     

    Самарский художественный музей представляет уникальный выставочный проект: графика Роберта Фалька и живопись Валентины Диффинэ-Кристи.

    В одном выставочном пространстве будут впервые представлены 28 рисунков Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958) – полное собрание графики одного из классиков русского искусства XX века из фондов Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И. Машкова, а также 32 живописных произведения представителя московской школы Валентины Диффинэ-Кристи (1918-2010) из коллекции Ивана Хотинского-Сибиряка – исследователя творчества художницы и коллекционера (г. Москва).

    Выбор работ неслучаен. Несмотря на то, что у нас нет сведений о прямом ученичестве Валентины Диффинэ-Кристи у Роберта Фалька, она, несомненно, входила в круг его влияния. У этих художников много общего: тяготение к портрету, пейзажу и натюрморту, как правило, отсутствие сюжета, отказ от большой тематической картины с идеологической составляющей, интерес к решению сугубо живописных задач.

    Роберт Фальк – член художественных объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», «Ассоциация художников революционной России» и др. Вернувшись в Советский Союз после длительной командировки во Франции, он с конца 1930-х гг. был причислен к «шайке злостных формалистов» и фактически изолирован от официального искусства. Почти десятилетие, проведенное за границей, вдали от жестко регламентированной советской художественной жизни, способствовало сохранению Фалька как художника.

    Графика Фалька представляет собой в основном эскизы к будущим картинам. Живописец по натуре, он рассматривал графику как подготовительный этап к живописи. Однако было бы неправильным думать, что Фальк считал графическое искусство второстепенным. Все, даже «подсобные», графические работы художника являются самостоятельными произведениями. Смелый штрих, упругая линия, выразительное пятно, выполненные верной рукой мастера, остаются в памяти зрителя яркими образами. Среди графических листов из собрания ВМИИ – эскизы к картинам «Красные дома», «В сенях. Арханово», акварельные женские портреты, в числе которых и портреты жен художника: Елизаветы Потехиной и Раисы Идельсон. 

    Являясь носителем уникального опыта, объединившего искания импрессионизма, раннего авангарда, неопримитивизма, кубизма, а также обращение к наследию старых мастеров, во второй половине 1950-х гг. он стал для творческой молодежи живой легендой, связывающей ее с отечественным искусством 1910-1920-х гг.

    В орбите его влияния оказалась и Валентина Диффинэ-Кристи – продолжательница традиций Константина Коровина и мастеров Союза русских художников. Некоторые из них были ее учителями: Константин Юон, Николай Крымов, Петр Петровичев, Леонард Туржанский и др.

    Живопись Валентины Диффинэ-Кристи всегда находилась в стороне от проторенных дорог, где она могла бы получить широкий резонанс. Даже работая над идеологическими заказами – портретами заводских рабочих и инженеров в составе творческой группы «Индустрия» в 1950-1970-е годы – В. Диффинэ-Кристи оставалась верной своей творческой манере, в результате чего не раз подвергалась критике за формализм. К числу этих работ относятся представленные на выставке «Фрезеровщик завода им. Ильича Саша Феднёв», «Сборщик А. Кожемякин», «Портрет рабочего Зоткина, ударника Коммунистического труда» и др.

    Творчество Валентины Диффинэ-Кристи долгое время оставалось в тени, до тех пор пока московский коллекционер и исследователь ее творчества Иван Хотинский-Сибиряк не решил создать передвижной выставочный фонд работ художницы и организовать ряд выставок в музеях различных городов России. Волгоградский проект является 53-м по счету в серии выставок, берущей начало в 2011 году.

    Выставка будет интересна как знатокам искусства, так и широкой публике. Помимо того, что зрители смогут оценить высокий профессиональный уровень работ, они получат возможность на примере двух мастеров, представителей разных поколений с похожей творческой судьбой, проследить, как художнику удавалось сохранить себя в непростое время, остаться верным своим творческим принципам и вечным ценностям: добру, любви и, конечно, красоте.

     

    Текст предоставлен Волгоградским музеем изобразительных искусств им. И.И. Машкова