Самарский художественный музей представляет выставку, приуроченную к юбилею заслуженного художника РФ Вячеслава Дмитриевича Герасимова (1937-2020) - монументалиста, живописца, графика, скульптора, участника всесоюзных, российских и региональных выставок.
В.Д. Герасимов родился в Астрахани. Учился в Саратовском художественном училище, потом в Московском высшем художественно-промышленном училище (1959-1965) на отделении монументально-декоративного и прикладного искусства, где преподавали известные художники С.В. Герасимов, А.А. Дейнека.
С 1965 по 1969 работал в Ульяновске, потом его пригласили работать в Куйбышев, где он остался навсегда. В Самаре, Тольятти, Кинеле, Алакаевке В. Герасимов создавал монументальные работы, интерьерные и экстерьерные, выполненные в разных техниках - мозаики, витража, гобелена, скульптурного рельефа.
В экспозицию выставки вошли эскизы к известным монументальным произведениям художника, таким как мозаики для мемориального комплекса в селе Алакаевка, рисунки гобелена для Самарского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина, эскизы витража для Дворца Бракосочетания, роспись фойе Дома молодежи, речного вокзала и др., а также станковая живопись и графика.
Одна из самых запоминающихся мозаик В. Герасимова в нашем городе украшает фасад Дома профсоюзов, посвящена теме революции и социалистического строительства. Композицию отличает плакатная выразительность, динамика, яркий цвет, запоминающиеся образы.
Для советских художников приоритетной задачей оставалась ленинская тема. В рамках празднования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, особое внимание придавалось созданию мемориального комплекса в селе Алакаевка. Мозаичное панно «Ленин в Самаре» украсило фасад гостиницы на центральной площади. В.Д. Герасимов много работал над интерьерными решениями общественных зданий. Для Ленинского мемориала в Самаре был создан триптих «Пророк», выполненный в технике гобелена. Всегда привлекают внимание интерьеры Дворца бракосочетаний с грандиозным цветочным витражом, устремленный вверх на 12 метров.
Значительное место в творчестве Вячеслава Герасимов заняла работа над оформлением интерьеров здания Самарской филармонии. Объемная композиция «Цветы музыкантам» из витражного стекла украшает холл второго этажа, в торцах помещены два грандиозных витража «Музыка патетическая» и «Музыка лирическая», стекло для них было специально привезено из Латвии.
Станция метро «Гагаринская», созданная в конце 1980-х - начале 1990-х, обрела художественное решение благодаря Вячеславу Герасиму. Его мозаичные панно «Миры», «Аппараты в космосе» украшают стены станции общей площадью 920 кв.м. Схожее тематическое решение художник применил в оформлении здания Куйбышевского авиационного института, на фасаде можно увидеть мозаики «Аэро» и «Космос».
Помимо монументальной деятельности, В.Д. Герасимов создавал станковые произведения в разных жанрах – портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина.
Вячеслав Дмитриевич много путешествовал, запечатлевая при этом поразившие его природные красоты Севера, Кавказа, Крыма, Жигулей. Выбирал такие пейзажные ракурсы, которые передавали эпичность мотива и красоту природы. По впечатлениям поездки с художником Георгием Кикиным на Белое море родился грандиозный триптих «Белое море. Русские Кузова», долгое время украшавший интерьер Дома ученых в Самаре.
На протяжении творческого пути В. Герасимов обращался к портретному жанру. Писал автопортреты, мемориальные и парадные, семейные портреты в интерьере. На выставке представлены портреты писателей Б. Пастернака и М. Булгакова из серии «Сыны Отечества». Образы простых рабочих, рыбаков в меру обобщены и при всей внешней схожести, представляются интерес как портреты-типы.
В последние годы художник много писал натюрморты, в основном букеты или цветущие комнатные растения. Графический диапазон творчества Герасимова весьма разнообразен. Художник применял самые разные техники и приемы - это и живописные пастели, и уверенные угольные рисунки, натурные штудии, необходимые для дальнейших воплощений в материале.
Вячеслав Герасимов оставил нам свои произведения – монументальные панно отражающие эпоху, пейзажи, портреты современников – все они уже вошли в историю самарского изобразительного искусства.
Открытие состоится 7 апреля в 18.00, вход свободный. В остальные дни стоимость билетов - 250 рублей для всех и 150 рублей для льготных категорий.