с 10 августа 2023 по 8 октября 2023
Евгений Анатольевич Расторгуев родился в 1920 году в селе Николо-Погост Нижегородской губернии, детство провел в Городце на Волге. Осенью 1935 года Евгений поступил в Горьковское художественное училище. В 1941 году Расторгуев был мобилизован в Красную Армию и отправлен на фронт, где стал военным картографом. В 1943 году он воевал на Карельском фронте, работал во фронтовой газете, участвовал в возведении первого мемориального музея Второй мировой войны — архитектурного комплекса-мемориала «Свирская победа». После войны, в 1946 году Евгений Расторгуев продолжает свое художественное образование и поступает в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на живописный факультет в мастерскую С. В. Герасимова. Среди его однокашников и друзей — В. Гаврилов, С. Ткачев, И. Сорокин, Б. Шустов, Р. Столяров и др. Он общается с более старшими мастерами, такими как В. Ефанов, Ю. Пименов, Ф. Богородский, А. Тышлер, Н. Шифрин, Г. Шегаль, Н. Чернышев.
В 1953 году после окончания института по рекомендации своего учителя С. Герасимова и при поддержке В.Бакшеева Расторгуев был сразу принят в члены Союза художников СССР. В 1957 году художник пишет картину «Юность», успех которой способствовал приобретению ее Третьяковской галереей. С 1960 года он начинает тесное сотрудничество с журналом «Юность», где работает иллюстратором. В качестве корреспондента журнала много ездит по стране. Занимался книжной графикой — оформил свыше 100 книг в издательствах «Детгиз», «Молодая гвардия», «Советский писатель». Он много выставляется на московских, российских, всесоюзных и международных выставках. Становится участником известной «Группы 16».
С конца 1960-х годов стиль художника кардинально меняется, он начинает увлекаться керамикой. Каждое лето Расторгуев проводит в Городце, где купил дом, и пишет целые серии работ, посвященные городу детства. С этого момента он становится известным как «художник из Городца» с ярко выраженным собственным стилем.
Евгений Расторгуев – создатель целого мира образов традиционной русской фольклорной темы в ее авторской интерпретации. Его загадочные и веселые персонажи чем-то созвучны Шагалу, Тышлеру, Мавриной. «Это скорее Балаганный Волшебный фонарь, который искажает и цвета, и факты, на полотне творит ту фантасмагорию, от которой приходят в восторг дети, но равнодушны взрослые. Эта выдуманная реальность, составляющая мой Городец», - писал художник.
На выставке в Самарском художественном музее представлены две серии - «Городецкие фантазии» и «Часовня Духа».
Живописная серия «Городецкие фантазии» наивна, полна иронии и любви к жизни. В картинах изображены франтихи в немыслимых шляпах, молодцы в картузах, продавцы разных поделок. При всей гипертрофированности персонажей Расторгуева, они несут в себе отсвет личных впечатлений детства уроженца Городца. Они близки эстетике городецких прялок.
Графическая серия «Часовня Духа» возникла после смерти жены - художника Тамары Гусевой. Этот цикл – реквием по любимой женщине. Главные предметы в работах – раковины из коллекции, которую собирала Тамара Гусева. Раковина имеет и символическое прочтение, связана с бренностью всего живого.
Работы художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики «Кусково», Государственного музея декоративно-прикладного искусства (Царицыно), Музея современного искусства (Москва); Государственного Русского музея и многих других музеях и частных собраниях.