ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Выставки и мероприятия

    Николай Шеин "Белый свет"

    с 28 марта 2024 по 1 мая 2024

     

    Самарский областной художественный музей представляет выставку одного из наиболее значительных и оригинальных самарских художников Николая Федоровича Шеина (1924 - 1986). Его работы, решенные в философском, концептуальном ключе, проникнуты тонким лиризмом, привлекают своим цветовым богатством и экспрессией форм. Написанные на берегах Волги, в Жигулях, в селе Бахилово, они открывают для нас радостный, пронизанный светом мир Самарской Луки.

    Николай Федорович родился в селе Виловатое Куйбышевской области. В юности он посещал в Куйбышеве художественные студии Г.П.Подбельского, а впоследствии – А.Е.Плетнева. Шеин учился на живописно-педагогическом отделении Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого (1941-1946). С 1957 года стал участвовать в областных художественных выставках.

    О том, как работал Шеин в 1950-е, свидетельствует исполненная в духе соцреализма картина «Бригада коммунистического труда Ю.Агафонова. Станкозавод» (1959) из собрания музея, которую мы впервые показываем на выставке. В 1973 году Шеин написал серию пленэрных пейзажей, которые благоприятствовали его вступлению в союз художников. Но вскоре художник пошел куда-то «не туда», начал рисовать какие-то игрушечные кораблики и машинки. Когда он представил результаты своих поисков очередному выставкому, работы с недоумением отвергли. С тех пор своих произведений он никому, кроме избранных друзей, не показывал. Так и получилось, что уже в весьма солидном возрасте Николай Федорович переместился в творческое «подполье».

    Творчество Шеина вышло из тени во времена Перестройки: умирая, он оставил своим друзьям, самарским художникам В.М.Булекову, А.М.Ковалеву и Г.В.Тибушкину все свое наследие, завещал создать в городе свой музей. Друзья выполнили, что смогли – в 1988 году открыли посмертную выставку Шеина в выставочном зале самарского отделения Союза художников, в 1989-м представили его работы в Москве в одной из галерей на Арбате. Благодаря им, большая часть шеинского наследия оказалась в собраниях Самарского и Тольяттинского художественных музеев, две картины переданы в дар Третьяковской галерее, более десятка работ попали в частные собрания Москвы и Самары. Так началась новая жизнь шеинских произведений.

    В конце 1950 - х – начале 1960 - х гг. особую актуальность в сознании многих самарских художников обрела тема строительства Волжской ГЭС — из-за поднявшегося уровня воды затапливались большие территории, под воду ушли села, леса, были обречены на умирание деревья на берегу. Не миновал этого и Николай Федорович, который многие свои работы посвятил теме страдательности естественной природы от человеческих рук, она переплетается в творчестве Шеина с темой войны и смерти. Многие его работы посвящены смерти деревьев («Выходной день», «На лесопилке»).

    В работах 1976 года «Обелиски» и «Обелиски и пионеры» он обращается к миру людей - своеобразный шеинский «соц-арт». Но теперь художник весьма далек от вынужденного «официоза» 1950-1960-х. В «Обелисках и пионерах» увиденная как бы с высоты поверхность земного шара напоминает кактус – она покрыта холмиками, в центре каждого возвышается заостренный обелиск, а вокруг каждого обелиска кольцом выстроились одетые по традиционной форме «белый верх, черный низ» пионеры, отдающие ему почести.

    Работы Шеина второй половины 1970-х свидетельствуют, насколько одинок он был одинок в обществе себе подобных. В своих небольших, «детских» с виду работах он любил изображать гирлянды разноцветных автомобильчиков, которых везут с завода на платформах по железной дороге. В работах, посвященных Волге, «срифмованность» сближенных по очертаниям форм организует пространство, выстраивает освещенный солнечным светом поэтический мир («Пейзаж с солнцем», «Весна», «Перед навигацией», «Белые облака»). В конечном итоге художник пришел к описанию всего Белого света с помощью единого «модуля» — овальной формы, которая в контексте его произведений взлетает, парит, плывет. Думается, прообразом такого сквозного движения стали полноводная Волга, отражающая плывущие облака, и сама Самарская Лука.

    Открытие выставки состоится 28 марта в 18.00.

    Стоимость посещения: 200р стандартный билет, 100р льготный