с 2 июня 2016 по 31 июля 2016
Представляем абсолютно эксклюзивный проект - первую в России выставку Ивана Шультце, яркого представителя русской пейзажной школы начала XX века и первой волны русской эмиграции. Выставка в России демонстрируется исключительно в нашем музее. В экспозицию вошло 50 картин.
Немец по происхождению, Шультце родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Получил образование при Императорской Академии художеств, учился у известного пейзажиста Константина Крыжицкого. За несколько лет до революции картины Шультце с успехом экспонировались на выставках Академии художеств, Товарищества художников и приобретались в крупнейшие частные коллекции, например Карла Фаберже. Работы попали и в великокняжеское собрание – живопись Шультце нравилась великим князьям Михаилу Александровичу и Георгию Михайловичу, мастеру покровительствовали великий князь Владимир Владимирович и великая княгиня Мария Павловна. Наряду с выдающимися русскими художниками, прежде всего, членами общества «Мир искусства», Шультце принимал участие в оформлении печатных открыток, которые также пользовались популярностью. Император Николай II назначил его придворным художником, разрешил выезжать работать за границу. Талантливый пейзажист много путешествовал по Европе, Африке, Азии, побывал в Арктике.
Шультце И.Ф. Вид на Монте Карло
Шультце не принял революцию и в начале 1920-х переехал в Париж. Там его ждал неожиданный коммерческий успех: довольно быстро последовали персональные выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, признание коллекционеров. С произведениями Шультце работали известные парижские галеристы – Леон Жерар и Эдуард Жонас, занимавшийся выставочными проектами в Париже и Нью-Йорке. Представляя пейзажи в крупнейших мировых столицах, Шультце до конца жизни оставался востребованным среди современников живописцем, при этом оставаясь совершенно неизвестным на Родине. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце.
Шультце И.Ф. Вид на лунный берег
Шультце занял собственную творческую нишу, являясь мастером лирического пейзажа. Его умение тонко передавать лунный и солнечный свет до сих пор восхищает ценителей жанра. Он не был экспериментатором, сохраняя верность пейзажу и не гонясь за новыми эффектами. Такое постоянство несколько противоречило духу непрекращающихся художественных поисков в искусстве первой половины XX века, когда появлялись все новые «-измы», ломались привычные границы визуального восприятия. Академические каноны композиции, традиции романтического немецкого пейзажа сплетались у художника с линеарностью и аппликативностью, свойственным эстетике ар нуво. Обращаясь к приемам живописной школы Куинджи, Шультце работал со светом и цветом за границами национальных видовых мотивов. Немалую роль сыграли и многочисленные путешествия. Его альпийские пейзажи заснеженной Швейцарии были столь же тонко прочувствованы, как и красоты русской зимы, а непревзойденная передача серебристого мерцания снега особенно завораживала зрителя. Шультце преодолел национальную замкнутость пейзажного жанра.
Шультце И.Ф. Закат над морем
Нынешняя выставка – первая крупная монографическая выставка Шультце в России, которая представляет произведения художника разных периодов и позволяет раскрыть и оценить его художественное своеобразие, внести значительный вклад в изучение богатого наследия русского зарубежья.
Самарский областной художественный музей
г. Самара, ул. Куйбышева, 92.
Время работы кассы с 10.00-17.30, четверг 13.00-20.30
выходной - вторник
Телефон для справок: 332-33-09, 332-05-64
страница вконтакте - https://vk.com/samara_artmuseum
страница на facebook - www.facebook.com/artmus.ru