ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Выставки и мероприятия

    Выставка «Коллекционер, путешественник, меценат. К 170-летию со дня рождения Альфреда фон Вакано»

    с 23 июня 2016 по 21 сентября 2016

    Деятельность Альфреда Йозефа Максимилиана Вакано Риттер фон-Велло (24.05.1846 – 24.03.1929), потомственного австрийского дворянина, личного дворянина России, самарского купца 1 гильдии, основателя Жигулевского пивоваренного завода и одного из крупнейших самарских коллекционеров, оставила неизгладимый след в истории нашего края. В Самару он приехал в начале 1880-го года с женой и двумя маленькими сыновьями. В 1882 году на берегу Волги им был построен самый крупный в Поволжье пивоваренный завод, семья Вакано более 30 лет прожила на территории этого завода в особняке, который назвался «Дом директора», здесь родилось еще четверо его детей.  Собрание Вакано начало складываться с украшений для интерьера этого особняка. Из Европы привозились картины, вазы, скульптуры. По составу коллекций  «музея Вакано» довольно легко проследить маршруты путешествий этой супружеской пары:  Азия – Япония, Китай, Индия, Иран; Африка, Австралия, Европа – Италия, Германия, Дания, Голландия, Франция и другие страны.

    Совершенно особое место в коллекции Вакано занимали произведения искусства Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Посещая Египет, Вакано приобретал в свою коллекцию произведения древнеегипетского искусства. Известно, что в его собрании находился и  саркофаг с древнеегипетской мумией, который он в 1913 году подарил музею, однако следы этого раритета теряются в прошлом, о его судьбе сейчас ничего не известно. Большая часть древнеегипетской и античной коллекции Вакано после революции оказалась в собрании Государственного Эрмитажа, который в 1990-е гг. по договору  любезно предоставил нашему музею для экспонирования 39 произведений древнеегипетского и античного искусства из вакановского собрания.

    Вся вывезенная в 1919-1920 гг. с завода коллекция содержала около 1000 экспонатов.   В конечном итоге  после продолжительных пертурбаций, которые пришлось пережить собранию Вакано, в 1937 году основная часть была передана во вновь созданный художественный музей, часть экспонатов осталась в собрании музея краеведения. В декабре 1997 года в Мраморном зале Самарского художественного музея состоялась первая выставка, посвященная «музею Вакано», на которой были представлена большая часть этой коллекции.

    Нынешняя выставка, как и сама коллекция Вакано, делится на несколько частей. Россия здесь представлена десятком произведений декоративно-прикладного искусства, в их числе – серебряная стопа с Российским гербом 1768 г., фаянсовое блюдо с рельефным портретом царя Василия Иоанновича, относящимся к эпохе историзма (2 пол. Х1Х в.), особую ценность представляет майоликовая скульптура  М. Врубеля  «Морская царевна» («Волхова»). Привлекает внимание  фарфоровая тарелка с воспроизведением иллюстрации И.Билибина к сказке «Василиса Прекрасная».

    Западноевропейское искусство  представлено немецкой оловянной посудой ХУШ века, голландскими фаянсовыми панно, фаянсовой посудой из Голландии (Роттердам) и Словакии. Наиболее интересные образцы стиля модерн  - фарфоровая пластика из Австрии, Германии, Дании. 

    Но самое значительное место на выставке и в собрании фон Вакано занимают произведения восточного искусства, имеющие большое художественное и научное значение.  Китайская коллекция Вакано представляет  все виды традиционного искусства. Самые ранние экспонаты относятся к периоду правления династии Мин (1318-1644), когда страна переживала необычайный подъем. Лучшая часть коллекции включает фарфор ХУШ –Х1Х веков, изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированную и резную мебель, вышивки. Коллекция китайских свитков состоит из произведений художников  к. ХУШ- начала Х1Х века.  Особое место занимают произведения резной мебели, деревянная резная пластика – фигурки даосских святых  ХУШ в., работы резчиков по кости и камню.

    Искусство Японии представлено произведениями Х1Х века. Гордость коллекции – собрание керамики известных центров производства Аррита-Хидзен, Сацума, Кутании. Керамика Японии представлена рядом авторских произведений. Привлекают внимание произведения, исполненные в технике художественных лаков «маки-э», шкатулки, инкрустированные костью и перламутром. Собрание украшают несколько ширм, соединивших различные приемы отделки – лак, живопись, ткачество и вышивку.

    Индийская часть коллекции А.Ф. Вакано состоит из девяти произведений миниатюрной живописи  XVIII - XIX веков. Когда-то существовавшие в качестве иллюстраций в рукописях, они были изъяты из книг, разрознены, и теперь не представляется возможным определить их литературный источник и автора. Две миниатюры, принадлежащие  к знаменитой могольской школе, относятся к  XVIII - первой половине XIX века. Их характеризуют тонкая работа кисти, ювелирная отделка деталей.