с 23 июня 2016 по 21 сентября 2016
Деятельность Альфреда Йозефа Максимилиана Вакано Риттер фон-Велло (24.05.1846 – 24.03.1929), потомственного австрийского дворянина, личного дворянина России, самарского купца 1 гильдии, основателя Жигулевского пивоваренного завода и одного из крупнейших самарских коллекционеров, оставила неизгладимый след в истории нашего края. В Самару он приехал в начале 1880-го года с женой и двумя маленькими сыновьями. В 1882 году на берегу Волги им был построен самый крупный в Поволжье пивоваренный завод, семья Вакано более 30 лет прожила на территории этого завода в особняке, который назвался «Дом директора», здесь родилось еще четверо его детей. Собрание Вакано начало складываться с украшений для интерьера этого особняка. Из Европы привозились картины, вазы, скульптуры. По составу коллекций «музея Вакано» довольно легко проследить маршруты путешествий этой супружеской пары: Азия – Япония, Китай, Индия, Иран; Африка, Австралия, Европа – Италия, Германия, Дания, Голландия, Франция и другие страны.
Совершенно особое место в коллекции Вакано занимали произведения искусства Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Посещая Египет, Вакано приобретал в свою коллекцию произведения древнеегипетского искусства. Известно, что в его собрании находился и саркофаг с древнеегипетской мумией, который он в 1913 году подарил музею, однако следы этого раритета теряются в прошлом, о его судьбе сейчас ничего не известно. Большая часть древнеегипетской и античной коллекции Вакано после революции оказалась в собрании Государственного Эрмитажа, который в 1990-е гг. по договору любезно предоставил нашему музею для экспонирования 39 произведений древнеегипетского и античного искусства из вакановского собрания.
Вся вывезенная в 1919-1920 гг. с завода коллекция содержала около 1000 экспонатов. В конечном итоге после продолжительных пертурбаций, которые пришлось пережить собранию Вакано, в 1937 году основная часть была передана во вновь созданный художественный музей, часть экспонатов осталась в собрании музея краеведения. В декабре 1997 года в Мраморном зале Самарского художественного музея состоялась первая выставка, посвященная «музею Вакано», на которой были представлена большая часть этой коллекции.
Нынешняя выставка, как и сама коллекция Вакано, делится на несколько частей. Россия здесь представлена десятком произведений декоративно-прикладного искусства, в их числе – серебряная стопа с Российским гербом 1768 г., фаянсовое блюдо с рельефным портретом царя Василия Иоанновича, относящимся к эпохе историзма (2 пол. Х1Х в.), особую ценность представляет майоликовая скульптура М. Врубеля «Морская царевна» («Волхова»). Привлекает внимание фарфоровая тарелка с воспроизведением иллюстрации И.Билибина к сказке «Василиса Прекрасная».
Западноевропейское искусство представлено немецкой оловянной посудой ХУШ века, голландскими фаянсовыми панно, фаянсовой посудой из Голландии (Роттердам) и Словакии. Наиболее интересные образцы стиля модерн - фарфоровая пластика из Австрии, Германии, Дании.
Но самое значительное место на выставке и в собрании фон Вакано занимают произведения восточного искусства, имеющие большое художественное и научное значение. Китайская коллекция Вакано представляет все виды традиционного искусства. Самые ранние экспонаты относятся к периоду правления династии Мин (1318-1644), когда страна переживала необычайный подъем. Лучшая часть коллекции включает фарфор ХУШ –Х1Х веков, изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированную и резную мебель, вышивки. Коллекция китайских свитков состоит из произведений художников к. ХУШ- начала Х1Х века. Особое место занимают произведения резной мебели, деревянная резная пластика – фигурки даосских святых ХУШ в., работы резчиков по кости и камню.
Искусство Японии представлено произведениями Х1Х века. Гордость коллекции – собрание керамики известных центров производства Аррита-Хидзен, Сацума, Кутании. Керамика Японии представлена рядом авторских произведений. Привлекают внимание произведения, исполненные в технике художественных лаков «маки-э», шкатулки, инкрустированные костью и перламутром. Собрание украшают несколько ширм, соединивших различные приемы отделки – лак, живопись, ткачество и вышивку.
Индийская часть коллекции А.Ф. Вакано состоит из девяти произведений миниатюрной живописи XVIII - XIX веков. Когда-то существовавшие в качестве иллюстраций в рукописях, они были изъяты из книг, разрознены, и теперь не представляется возможным определить их литературный источник и автора. Две миниатюры, принадлежащие к знаменитой могольской школе, относятся к XVIII - первой половине XIX века. Их характеризуют тонкая работа кисти, ювелирная отделка деталей.